перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Любой политики мы избегали»

Режиссер Михаил Локшин рассказал «Воздуху», как он снимал рекламный ролик, в котором Дэвид Духовны учит русских гордиться своей страной.

Кино
«Любой политики мы избегали»
  • Как вы попали в проект?
  • Меня пригласили на проект в конце апреля, а снимали мы уже в конце мая. Я принимал непосредственное участие в разработке сценария вместе с небольшой командой от Фреш Продакшена.
  • Кроме Дэвида Духовны, в качестве кандидата рассматривали еще и Лео Ди Каприо с его русской бабушкой Елизаветой Смирновой. Почему в итоге остановились на Духовны?
  • На самом деле, мы c клиентом рассматривали много разных кандидатур — список был из примерно двадцати человек, и все селебрити мирового масштаба. И было много факторов, которые должны были сложиться для того, чтобы в итоге этот конкретный селебрити согласился и был утвержден за столь короткий срок — всего за месяц. Ди Каприо мы и правда тоже рассматривали. Во всем этом процессе участвовало где-то 16 человек: клиенты, юристы, агенты и так далее. Я давал какие-то рекомендации, а дальше они возвращались с ответом — согласен или нет, может ли по срокам и так далее. Не знаю, делалось ли Ди Каприо конкретно предложение и дошла ли до него информация от его агентов или нет. Но в итоге удалось договориться с Духовны. Конечно, это не значит, что у нас был вариант с Ди Каприо, а мы от него отказались.

В ролике «Сибирской короны» Дэвид Духовны отчаянно пытается представить себя русским

  • Я читала, что съемки длились всего три дня в Москве и Подмосковье. Как вам с ним работалось в таком ускоренном режиме?
  • Кажется, к нему обратились только в начале мая, а во второй половине месяца мы уже снимали. Времени оставалось очень мало, и до последнего момента окончательного подтверждения от него не было. Но в итоге работалось нам с ним прекрасно. Он прилетел и на следующий же день вошел в кадр. Для него это было непросто — джетлег и все такое — но мне сказали, что он остался очень доволен съемками.
  • Кстати, я правильно понимаю, что выдающийся клип Dirty для Муджуса вы снимали параллельно с рекламой «Сибирской короны»?
  • Ну это совсем разные вещи. Клип Муджусу снимался по дружбе парой месяцев ранее, а потом я снял еще, кажется, шесть или семь проектов. У меня есть и другие проекты, не связанные с рекламой, но рассказать о них я пока не могу.
  • В ролике показаны все более-менее стереотипные представления о России, только положительные — космос, балет, русская банька, хоккей. Вы не боялись, что это будет выглядеть как набор клише, такой анекдот про медведя, который бродит с водкой по улице?
  • С медведем как-то обошлось. А если серьезно, то это действительно была одна из главных задач, которую надо было решить. Понятно, что в рамках заданной концепции от некоторых стереотипов нам было никуда не деться. Нужно было снять их так, чтобы они смотрелись жизненно, интересно и не слишком клишировано. Отсюда и некоторая ирония и юмор, которую мы пытались привнести. На разных этапах в сценарии появлялись сцены, которые по разным причинам не прошли. Некоторые из них мне даже полюбились, но рассказать какие — не могу, к сожалению. От агентов Дэвида тоже были комментарии по сценам. Мне кажется, в итоге получилось сбалансированно. Вообще, спасибо клиенту за доверие, потому что в рамках рекламного российского рынка не так часто появляются такие возможности и такая свобода.

Тот самый клип Муджуса «Dirty»

  • Стихотворение Владимира Орлова особенно всех порадовало. Но кажется, оно далось непросто.
  • Репетировали много, да. Дэвид не знал ни слова по-русски, но он актер высокого класса, и даже при том, что он, может, и не понимал, где начинается и кончается слово, он мог достаточно профессионально и убедительно имитировать то или иное выражение.
  • Кульминация ролика — момент, когда Духовны говорит, что будь он русским, ему было бы чем гордиться. Все это было задумано как что-то высокопарно-патриотическое или все-таки ирония уместна?
  • Безусловно, там есть тема гордости. Но патриотичность сейчас имеет, как мне кажется, двойной оттенок, особенно в русле последних событий. Сегодня, когда говорят «патриотический», часто автоматически имеют в виду проправительственный, политический и так далее. Изначально мы избегали любых политических, националистических и тому подобных намеков. И у нас это получилось — там всего этого нет, в принципе. Конечно, доля иронии там тоже есть. Только в таком ключе, без лишнего пафоса и приторности, с некой иронией и игрой, это может восприниматься достоверно.

Фотография: предоставлена режиссером Михаилом Локшиным

  • То есть в условиях информационной войны, которая сегодня довольно отчетливо ощущается, у вас нет опасений, что ваша работа будет выглядеть пропагандистской?
  • Повторюсь, мы избегали любой политики, государственных и националистических тем. Для меня, как и для клиента, это было принципиальным моментом: мы работали в сценарии только с универсальными культурными кодами. В конце концов, задача этого ролика рекламная, и я сам дико против любой государственной пропаганды. Пропаганда — это всегда извращенный дискурс, содержащий элемент насилия. Но во многих странах есть похожие примеры рекламных кампаний; например, у Coca-Cola недавно была кампания, построенная на слогане «America is Beautiful». В Канаде есть известный бренд пива, рекламная кампания которой была построена на национальных стереотипах со слоганом «I am Canadian». И список можно продолжать. У нас в ролике играет группа «Кино» и прекрасная символичная песня «Машины времени» «Поворот», которые уже никак нельзя причислить к современной государственной пропаганде.
  • За некоторое время до съемок Духовны написал у себя в твиттере в связи с украинским кризисом: «Я рос, думая что я русский, пока недавно не обнаружил, что все это время был украинцем. Никогда не поздно измениться». А в вашем ролике с ним произошла значительная перемена. Вас это не смущало?
  • Думаю, твит Духовны — вопрос не ко мне. Но мне кажется, важно понимать, что мы не определяем понятие русский как этническую принадлежность, а делать так — грубо, на мой взгляд. Ролик построен на игре «а что, если», и не так важно какой национальности этот герой. Естественно мы были рады, что нам удалось получить на роль именно Дэвида, у которого понятная русскому, «говорящая» фамилия, и мы это использовали в сценарии, но сценарий сработал бы для любого другого известного персонажа. И для селебрити украинского происходждения тоже.
Ошибка в тексте
Отправить