перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Все жаждут крови»: погром выставки в Манеже и реакция на нее

В пятницу несколько людей, называющих себя «православными активистами», разгромили выставку «Скульптуры, которых мы не видим». Мария Семендяева — о работах, на которые напали погромщики, и реакции на произошедшее.

Искусство

Фотография: ТАСС

«Я, бывший комсомолец, еще не исключенный коммунист, вкалывавший в колхозе, работавший сутками на заводе, сраженный фашистской пулей на земле Украины, обильно поливший своим потом и кровью советскую землю, я, участвовавший в восстановлении, я, строитель, я, веривший в вождя и вождю, а потом речам на ХХ съезде, я утверждаю, что я и есть тот, кто имеет право спокойно жить и трудиться на своей земле». Это слова скульптора Вадима Сидура. Это его работы потоптали своими ногами в прошлую пятницу активисты движения, которое треплет имя Господа всуе уже не первый раз.

Привязавшись к знакомым, как им кажется, именам Христа и святого Иоанна Крестителя, несколько молодых людей явились на выставку скульпторов-шестидесятников и покидали с постаментов экспонаты, которые носили эти имена. Пострадали четыре формы для линогравюр Вадима Сидура, одного из главных советских неофициальных скульпторов. Вместе с Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом они основали в 1950-е годы объединение «ЛеСС». Официально создавая по заказу правительства работы в стиле советского модернизма, в своих мастерских-подвалах они тайно занимались тем искусством, которое действительно отражало их мысли.

Погромщики, которые в 2015 году пришли выражать свое возмущение этими глубоко интимными скульптурами, не только не понимают, на что они подняли руку. Они, очевидно, этого просто не знают, иначе не рискнули бы тянуть свои руки к выстраданным кровью работам, замыслы которых родились, быть может, в том сыром окопе, где Сидур лежал в 1942 году. Или в госпиталях, где ему лечили раздробленную немецкой пулей челюсть. Он, фронтовик, коммунист, офицер не мог верить даже друзьям и был вынужден всю свою жизнь прятать сокровенную мысль о том, что Бог есть и Он все видит.

Гравюры Сидура на библейские мотивы — это памятник религиозного искусства, равно как и советского. Обусловленные реалиями своего времени, когда изображение человеческого тела было полностью присвоено соцреализмом, гравюры и скульптуры Сидура, как и многих других скульпторов и художников того времени, сведены к знакам, символам, которые может прочитать лишь друг или свободно мыслящий.

Видеодокументация случившегося в пятницу

Сложно выбрать, что ужаснее: самодовольные недоросли, в истерике бьющие экспонаты и топчущие ногами перед обомлевшими посетителями выставки «Скульптуры, которых мы не видим», или реакция некоторых посетителей, которые требуют этих невоспитанных посадить в тюрьму. Музейные работники, кстати, уже готовят обращение о возбуждении уголовного дела за порчу государственного имущества; все жаждут крови.

Сложно сказать, накажут ли погромщиков или за них опять кто-нибудь заступится, но с этим воинствующим невежеством надо бороться. Для того чтобы руки не опускались бессильно в ответ на очередную мерзкую выходку этих людей, нужно применять свои эмоции по назначению, соразмерно характеру повреждений ваших чувств.

Не надо требовать посадить каких бы то ни было активистов. Помните, как того же просили для группы Pussy Riot? Помните, как просившие обомлели, когда поняли, что тюрьму можно пережить и стать суперзвездой? Это путь в никуда, потому что этих экзальтированных «православных» сейчас, скорее всего, не посадят. А если посадят и будут бить, лишать свиданий и кошмарить, как это умеют делать в Службе исполнения наказаний, вам станет очень стыдно.

Сейчас за решеткой сидят тысячи людей, которым несправедливо дали реальные сроки. Требование отправить за решетку того, кто не является убийцей или насильником, приравнивает вас к погромщикам. Наказанием тем, кто уничтожает искусство, должен быть огромный, невообразимо огромный денежный штраф — или общественные работы в том музее, которому нанесен ущерб, на несколько лет. И не сравнивайте погром в Манеже с акцией Pussy Riot. Это все равно что сравнивать списанный реферат с книгой об акционизме.

Ошибка в тексте
Отправить