перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Романовы» в Манеже: империя наносит ответный удар

Мария Баронова отстояла километровую очередь на самую популярную выставку года — экспозицию об истории дома Романовых в Манеже — и узнала, что во всем опять виноваты евреи, масоны, англичане и американцы.

Искусство
«Романовы» в Манеже: империя наносит ответный удар Фотография: www.facebook.com/romanoviexpo

Очередь начинается от памятника Жукову. В очереди стоят разные люди — от женщин с сумками «псевдо-Биркин» до бабушек с заранее заготовленными платочками, не исключая научно-техническую интеллигенцию. Очередь тянется к Манежу, где в День народного единства открылась выставка «Романовы. Моя история». Планировалось, что она будет работать всего восемь дней, потом ее продлили до 24 ноября, теперь идут разговоры о более длительных сроках. По словам организаторов, в первые дни на выставку шли как обычно, но после того как сарафанное (да и обычное) радио разнесло весть, что здесь выставлена Феодоровская икона Божией Матери, почитаемая как одна из святынь дома Романовых, в Манеж выстроилась очередь длиною в километр, стоять в ней иногда приходится по 7–8 часов, а время работы экспозиции продлили до полуночи.

В воскресенье днем ситуация усугубляется еще и тем, что тут же, на площади, проходит встреча москвичей с олимпийскими чемпионами — в рамках подготовки к Сочи. Некоторые с трудом понимают, куда именно стоят. Для полного завершения образа нынешней России не хватает лезгинки и березок.

Вдоль очереди ходят молодые и крайне назойливые борцы с грехом. Борцы пытаются раздавать листовки, осуждающие гормональную контрацепцию и аборты, но всякий раз натыкаются на непонимание очереди и главное — волонтеров, ее охраняющих. Не то чтобы все поддерживают аборты, но как-то хочется в эту минуту обойтись без текстов об убийствах триллиардов младенцев и грядущей Божьей каре.

Очередь на выставку «Романовы» на Манежной площади

Очередь на выставку «Романовы» на Манежной площади

Фотография: Photoxpress/Комсомольская правда

— Отойдите, пожалуйста, от очереди, или мы вызовем сотрудников полиции, — вежливо, но настойчиво повторяет мужчина по имени Андрей, волонтер Российского союза сельской молодежи.

— Вы должны понять, что аборты и все это ведут к правонарушениям! — не сдается активист.

— Саш, ты можешь успокоиться, нам сказали туда не подходить, — призывает к порядку его спутница с листовками.

— Надо Русь защищать, а она поддерживает богохульниц, из-за которых меня чуть не убили!

Очередь двигается не так уж и медленно, хотя теплее от этого не становится. Рядом стоят школьники Леша и Саша. Приехали сюда сами: «Завтра урок истории, а тут можно будет рассказать о выставке и не готовиться к основной теме». Поступать собираются на физфак или в Бауманку. Про икону ничего не знают. Мальчик лет пятнадцати разговаривает со старшим товарищем про семью Романовых, тот все больше напирает, что нужны не только выставки о православии, но и о «нашей древней вере, о духах нашей земли и о том, что было до того, как на нас крест надели» (представляю, что было бы, если бы государственная пропаганда взялась бы еще и за это). Интеллигентный мужчина рассказывает дочери об очередях при Горбачеве, сравнивая их с нынешней. Горбачева с Ельциным, судя по всему, он не любит, Путина еще хоть как-то. В общем, в очереди стоит самая обычная и самая приличная Россия. Все спокойно. И все ожидаемо.

Сама выставка делится на две части: отдельная очередь к иконе и дальше уже сама экспозиция. Если рассуждать с точки зрения атеиста, икону-то почти не видно: она практически полностью упрятана в золотой оклад. И в этой очереди стоят все те же нормальные москвичи — с детьми или, наоборот, с родителями. В основном женщины — с надеждой в глазах, с мечтами о другой жизни. И редкие мужчины в этой очереди как будто немного чужие. Два священника на подходе к иконе, два на выходе. Раз в 5 минут стекло дезинфицируют. Практичность РПЦ оставляет надежду, что все будет хорошо.

И опять женщины: молодые, старые, красивые и не очень, толстые и худые, изредка мужчины. С лицами людей, которые жили здесь всегда.

И тут за спиной раздается:
—  И их чпок, убил он, Ксения осталась, мать у нее Мария, Федора еще убили, а ее оставили жить, но она была наложницей, и потом ее убили. А мать Марии, она пришла из Византии. А нет, мать Ирина. Или Ирина сестра? — разговор, кажется, о семье Годуновых ведут две солидного вида женщины; кстати, вопреки их версии, Ксения после описываемых событий прожила еще 17 лет. 

— Ну, типа, он умер, а типа, и не умер, — мальчик рассказывает маме про кого-то из героев Смутного времени. Оба подходят к огромному планшетнику, называемому на схеме выставки интерактивным панно.

подписьФотография: ИТАР–ТАССПервое чувство, возникающее в зале Смуты: все это очень здорово. Не в смысле Смута, а в смысле выставка. Все нравится настолько, что хочется, чтобы появились такие же выставки и о достижениях современной химии и физики. И чтобы везде построили условные планетарии, совмещенные с такими выставками. Но если ресурсов пока хватает только на качественную пропаганду, то сначала кажется, что и это неплохо. Сначала всегда что-то кажется.

Часть обязательной программы на выставке — игра «завладей разросшимся планшетом быстрее, чем это сделает двадцать человек вокруг». Тексты на экранах как будто написаны спичрайтерами Путина (да чего уж там, скорее всего, ими и написаны). От формулировок типа «для противостояния нарастающей агрессии Василий Шуйский пошел на заключение договора со Швецией» клонит в сон — а ведь это читают дети! — в тексте про патриарха Никона сложно не услышать голос патриарха Кирилла, а читая о «целостности национального самосознания в XVII веке», невольно начинаешь подергиваться в бесовских дрыганьях.

Между залами, отдельно посвященными каждому из представителей династии, установлены гигантские экраны с инфографикой и закадровым текстом. В зале «Россия: от царства до империи» посетитель должен понять, что «Россия и по сей день остается страной бескрайних возможностей и огромных перспектив» — это подтверждает вид глобуса России из глубин Вселенной. Главное, детям нравится. В зале «Армия и флот — две руки государя» посетитель может узнать, что «уже царь Михаил Федорович привлекает западных специалистов, внедряет передовые военные технологии» — и ровно та же картина повторяется через несколько веков: «при Николае II передовые достижения науки и техники воплощаются в артиллерии, бронетанковых и мотострелковых войсках. Создаются императорские военно-воздушные силы и подводный флот. Они и сегодня служат залогом безопасности России». Аминь.

Залы царей устроены по одной схеме. Какой кактус и арбуз появились при нем в России, цитаты историков о его деятельности, на интерактивных мегапланшетах — портреты главных союзников и врагов (зачастую это одни и те же люди), что при нем важного произошло, сколько земель он наприсоединял и насколько этот царь значим по сравнению с 1913 годом.

Были у многих правителей и проблемы — об этом в каждом зале сообщают плакаты, подсвеченные красным светом. Это Воры, Самозванцы, Бунтовщики и Предатели. Сначала они продавали русских людей (выделено жирным шрифтом) на невольничьи рынки Крыма и Турции, устраивали разбои и грабежи, насиловали женщин и убивали мужчин, все это вызывало глумление в европейских газетах. Кончалось это всегда одинаково. Негодяев казнили на Болотной площади (а вовсе не на Лобном месте, как принято считать). Впрочем, с годами Воры, Самозванцы, Бунтовщики и Предатели окрепли. Потому что в России появились европейские масонские ложи. Все российские масоны вступали в тайный сговор с зарубежными собратьями, проводя откровенно антироссийскую политику. Но затем негодяи совсем обнаглели и стали декабристами. Цели декабристов были незамысловаты: «Истребление царской семьи и разделение страны на несколько держав». Деньги они брали у банкира Абрама Израилевича Перетца. К концу XIX века все стало совсем плохо: негодяям стали помогать Британское и Американское общества друзей русской свободы. Целью последнего была пропаганда в России американских ценностей. Ну, теперь все понятно. Ниточка связалась.

В зале, посвященном культуре и просвещению, еще один сюрприз. Из шести цитат о важности русской культуры две принадлежат Ивану Александровичу Ильину, любимому философу некоторых представителей власти, некоторых членов Фонда по борьбе с коррупцией и других значимых персонажей российского общества. Так, в 1948 году Иван Александрович писал: «Фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. Эти поиски могли быть удачны и неудачны: разрешать такие проблемы трудно, и первые попытки могли и не иметь успеха… Эти меры назревали давно, и ждать больше не следовало». Нет, этой цитаты на выставке нет. Хотя еще не вечер. Далее этот господин появляется уже практически в каждом зале и в последнем соседствует уже с Владимиром Владимировичем Путиным и патриархом Кириллом. Все они торжественно смотрят на финальную фотохронику о том, что происходило с Россией в XX веке. Под «Время, вперед» Свиридова, конечно же. Сначала было совсем плохо, но потом пришел Сталин и все исправил. Буквально так.

В зале Николая II девушка-экскурсовод заканчивает обзор: «И это был царь, который желал счастья не себе, а народу. Но такого царя Россия не заслужила, потому что разруха в умах. И дело не в том, что он был слабый царь. При слабом царе не увеличивается золотой запас в семь раз. Больше такое никогда не повторилось. Потому что падает Россия, работают темные силы, они через что работают — думаете, через вот это, материальное? Да нет! Через мысли, через умы. Все предают. Начиная от интеллигенции, студенчества и до высшей аристократии. Действует дьявол через мысли. Помните? Каин ходил-ходил, думал-думал и убил Авеля. Вот почему надо отсекать все злое, что приходит в голову. И Николай II один не мог справиться. И никто бы не смог справиться. Ни его сильный отец, ни Петр I. И вот этот удивительный круг завершается: мы начали с чистого отрока Михаила Федоровича, которого избирают на царствие, и заканчивает все чистейшая семья Романовых, которые становятся страстотерпцами. И я желаю, чтобы вы осознали идеи служения, которые здесь вы почувствовали, осознали, что Россия наш дом и что эта великая привилегия и честь — жить в России. Жить в единственной такой стране мира. Никакая Англия, Франция — ничто не сравнится. Все живут для себя. Россия живет для того, чтобы жили остальные. И если мы это воспримем, мы будем самыми счастливыми людьми. Я желаю вам всем мира и радости».

На выходе с выставки все так же стоит огромная очередь к иконе, в честь которой давали отчество всем российским царицам при крещении в православии. На прилавке продается книга «Детям о царской семье». C улицы доносится: «Не только Манежная, но и Красная площадь приветствует главного тренера сборной по керлингу!» — там продолжается праздник ожидания Олимпиады.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить