перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Конец музея Permm: прощание с Речным вокзалом

Пермский музей современного искусства покидает свое здание; будущее его туманно. «Воздух» посетил последнюю выставку музея и расспросил его руководство, есть ли у современного искусства в Перми будущее.

Искусство
Конец музея Permm: прощание с Речным вокзалом
Наиля Аллахвердиева Наиля Аллахвердиева Директор по развитию музея Permm, куратор выставки «Транзитная зона»

Собственно, это не совсем выставка — это проект, рожденный из большого числа необходимостей, одна из которых переезд музея, в связи с требованиями прокуратуры покинуть аварийное здание. 

Сейчас идет поиск здания для временного размещения музея. Есть два варианта, оба в центре, с арендой на 3 года. За это время краевой Минкульт обещает подготовить здание для постоянного размещения музея, сейчас речь идет о большом троллейбусном гараже в районе Мотовилиха. Срок переезда — начало-середина июня. Упаковка экспонатов идет уже сейчас, это долгий процесс.

Задача заключалась в том, чтобы придумать такой проект, который не требовал бы закрытия музея на время упаковки экспонатов и переезда. У нас остались построенные от выставки видеоарта стены, они были абсолютно белыми — идеальные холсты. На стены вешать ничего было нельзя, так как это мешало бы упаковке. Вот из этих ограничений и возможностей (белые стены, большие залы, более 1000 квадратных метров) родилась идея пригласить художников стрит-арта. 

Желание работать с уличными художниками совпадало с тоской по программе паблик-арта, которая в Перми приостановлена вот уже год с лишним. Название проекта «Транзитная зона» — это буквально то состояние, в котором находится Permm и сам Речной вокзал, в котором мы жили все эти годы и чье будущее также не определено. Участники выставки были свободны в своих интерпретациях понятия «ТЗ» и расширили его дальше, обсуждая в своих работах уже не музей, а транзитные зоны истории, политики, экзистенции, эстетики. Мы показали 34 проекта — это работы очень известных сегодня стрит-артистов из Москвы, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, Казани и наших украинских гостей из Харькова. Украинские участники были важны не только с политической точки зрения — когда-то паблик-арт программа музея начиналась с проектов украинских художников Романа Минина и Гамлета на улицах Перми и нам важно было продолжить эту историю.  

Сейчас в Перми идет неожиданный, но последовательный демонтаж объектов паблик-арт программы. Уже убрали работы группы Professors «Red people» (знаменитые пермские «красные человечки». — Прим.ред.) и группы «Электробутик» «Icon man». Только что прошла информация о планах на демонтаж «Пермских ворот» Полисского. «Бетонная власть» Николая Ридного пока стоит. В аргументах демонтажа путаются даже сотрудники Министерства культуры пермского края — это значит, что для них это тоже большая неожиданность. Скорее всего, их просто поставили перед фактом более высокие инстанции. Все это очень активно обсуждается сейчас в городе, в разных сообществах. Думаю мы будем писать петицию на имя губернатора с просьбой объяснить причину подобных действий со стороны властей.  

С новым министром культуры пермского края музей начал общаться совсем недавно, буквально месяц назад, он приходил несколько раз на встречу с сотрудниками музея, один раз представлял нового и. о. директора музея, впервые пришел на открытие выставки «Транзитная зона». Могу сказать, что на данный момент Минкульт довольно корректно взаимодействует с музеем, у нас подтверждено финансирование в полном объеме и пока не было случаев содержательной цензуры. Если говорить о культурной политике, которая периодически на подобных встречах озвучивается, — нам постоянно говорят про «неконфликтность», «пермскую компоненту» и про то, что мы тратим «народные деньги» и не должны об этом забывать.

Ошибка в тексте
Отправить