перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как смотреть выставку Ман Рея в Пушкинском

В Пушкинском музее открылась выставка пионера авангардной фотографии Ман Рея, где показывают портреты его авторства. «Воздух» попросил критика Викторию Мусвик рассказать, в чем величие фотографа и на какие детали стоит обратить внимание.

Искусство

Ман Рей и история искусства

Ман Рей. Соляризация, 1931

Ман Рей — по сути, первый, кто ввел фотографию в современное искусство.С самого момента появления фотографии шел спор о том, является она искусством или нет. Ее называли «карандашом природы» — как будто человека за камерой нет, природа рисует сама себя. Для кого-то ее статус был крайне невысоким: она сводилась к простому копированию реальности, в лучшем случае — была подспорьем для художника, ученого. Поэт Шарль Бодлер критиковал ее за обеднение художественного воображения, вторичность, излишнюю доступность. Поэтому многие фотографы предпринимали попытки повысить ее статус, доказать, что фотография является искусством. Например, пикториалисты, которые в этом были предшественниками Ман Рея. Они старались убрать из фотографии ее функцию технического регистрирования реальности. При помощи особенных техник они добивались того, что снимок становился уникальным единичным экземпляром, он не мог воспроизводиться, а превращался в работу на грани с живописью. В моде в тот момент был импрессионизм, поэтому и фотографии были расплывчатые. В отличие от них Ман Рей не боролся за «статус» фотографии. Он сделал ее частью искусства. Это, наверное, самое главное его достижение, хотя сам он себя «только фотографом» не считал и очень удивился, когда узнал, что в Америке его как раз называют великим фотографом. Он просто работал с ней — в основном, хотя отдал дань и самым разным другим видам искусства: рисовал, делал скульптуру, редимейды, коллажи, ассамбляжи, писал тексты, снимал кино, занимался коммерческими заказами. То есть он был новатором — и по сути, очень сильно предвосхитил современных художников, спокойно работающих с фотографией и в фотографии.

Новые техники фотографии

Ман Рей. Поцелуй, 1922
Ман Рей экспериментировал с различными техниками фотографирования. Но по сути, это были попытки работать с самой природой вещей. Он был увлечен сюрреализмом и дадаизмом, был связан с кругом их авторов в Париже. Рей хотел убрать грань между обыденностью и воображением. Часто для этого он использовал им же изобретенные техники фотографирования. Самая известная из них — это рейография, при которой изображение получается с помощью непосредственного экспонирования предметов на светочувствительную бумагу, без камеры. Хотя в принципе, в похожей технике работал и Ласло Мохой-Надь, и даже Пабло Пикассо — это фотограмма. Но именно Рей здесь придумал много интересного. Также он очень любил использовать соляризацию. При этом интересно, что натягивая до пределов границы фотографического, он не ломал его, работал внутри фотографии, развивая ее образный язык.

Тело как авангардный инструмент

Ман Рей. Скрипка Энгра (Кики с Монпарнаса), 1924

«Портреты» Ман Рея — это почти всегда что-то большее, чем просто изображения людей. Он пытался соединить технологию и нематериальную сторону вещей, тело и бессознательное. Его ранние портреты и автопортреты — это часто комбинации предметов. Вот вы бы никогда не подумали, что какой-нибудь венчик для взбивания белков — это портрет. А он у него называется то «Портрет мужчины», то «Женщина». Потом была серия портретов с использованием рейографии, соляризации — он изучал грань между телом и предметом, между телом и технологией, превращая само тело в инструмент. Это было, конечно, в духе сюрреализма, в духе авангарда, новой эпохи машин и технологий. Широко известна история маркизы Казатти: Рей снял ее, как он считал сначала, неудачно. Однако сама нечеткость изображения восхитила маркизу — она сказала, что он снял ее душу. Во многом продолжением этих художественных опытов стали опыты с телом и вообще изучения телесности  во второй половине XX века. 

Портреты соратников

Ман Рей. Макс Эрнст, 1934
Ман Рей был хроникером авангарда. Снимал Эйзенштейна, Дали, Эрнста, Бунюэля, Арагона. В том числе — сделал ряд шутливых портретов со своими друзьями, которые были не прочь подурачиться. То снимет Макса Эрнста в женском платье, в парике и с какими-то немыслимо смешными женскими украшениями, то самого себя в образе Уолта Уитмена с бородой и в шляпе, то свою жену Джульетту в образе индейского вождя. 

Женские портреты

Ман Рей. Портрет Ли Миллер, 1929

Ман Рей очень любил женщин, а они — сниматься у него. Наверное, самая известная здесь — Кики с Монпарнаса, знаменитая модель, позировавшая многим художникам его эпохи. Была известная история, как они познакомились, — он ее сам описывает в мемуарах. Ман Рей перебрался из Нью-Йорка в Париж в начале 20-х, и как-то сидел в кафе, где официант отказался обслуживать двух девушек без шляпок. Одна из них стала страшно скандалить, чуть ли не прыгать по столам. В итоге Ман Рей с друзьями пригласили ее за свой стол. С тех пор он много раз ее фотографировал. «Скрипка Энгра» — это она со спины. Однако для меня лично самая интересная из его моделей — это знаменитая Ли Миллер. Она была его ассистентом, любовницей, а также известной моделью и самостоятельным фотографом. Это было очень интересное и плодотворное сотрудничество, они много экспериментировали. Ли Миллер снимали самые знаменитые фотографы, включая Эдварда Штайхена. Она была музой авангарда. В Париже из стеклянного кубка-слепка с ее груди пили шампанское. Она была настоящей женщиной эпохи, которая одновременно проживала жизнь художественного кружка, была художником в своем праве и моделью. 

Национальная портретная галерея

Рой Стронг

Именно эта выставка шла недавно в лондонской Национальной портретной галерее. NPG — это такое особенное место, не просто скучная галерея портретов. Одно время там был директором сэр Рой Стронг — завсегдатай тусовок свингующего Лондона, денди, его прочили в главреды Vogue, а впоследствии он работал директором Музея Виктории и Альберта. Он был также ученым с мировым именем, писал книги про ренессансное рыцарство, историю садов. И вот он вывел Национальную портретную галерею на совсем другой уровень. Фактически с него началась традиция интересных кураторских выставок.

  • Где Пушкинский музей
  • Когда 30 октября — 19 января
  • Билеты 200 рублей, льготные — 100 рублей
Ошибка в тексте
Отправить