перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ай Вэйвэй в Берлине: 10 шедевров главного китайского оппозиционера

В Берлине проходит крупнейшая европейская выставка самого известного китайского художника . «Воздух» выбрал десять знаковых работ, которые объясняют западному зрителю, кто такой Ай Вэйвэй и почему он воюет с китайским правительством.

Искусство
Ай Вэйвэй в Берлине: 10 шедевров главного китайского оппозиционера

В Доме Мартина Гропиуса в начале апреля открылась большая выставка «Evidence» самого известного и влиятельного китайского современного художника Ай Вэйвэя. 

Собственно, Ай Вэйвэй уже давно вышел за рамки определения «китайский художник». Еще в 1980-х, будучи участником арт-группы «Звезды», он открыто критиковал власти Китая, вследствие чего уехал в Нью-Йорк, где и жил вплоть до 1993 года, учась в школе дизайна и узнавая, как работает искусство на Западе, из первых рук. Другими словами, все концептуальные приемы, которые Ай использует в сегодняшних работах, имеют корни в европейском и американском искусстве XX века, но прикладывает он их к культуре китайской, часто с использованием традиционных китайских техник — это делает его творчество особенным. Прибавим к этому постоянный политический контекст, работу с категориями массовости и тотальности, впечатляющую вариативность медиа, используемых им в создании художественных произведений, и можно уже не удивляться первому месту в списке «Сто самых влиятельных персон в арт-мире» журнала Art Review за 2011 год или 24 месту подобного списка в журнале Time.

Выставка не случайно проходит в Берлине — этот город давно и пристально следит за судьбой Ай Вэйвэя, и всячески старается участвовать в ней. Местный Университет искусств еще два года назад назначил художника приглашенным профессором в надежде на то, что такое прикрытие позволит ему покинуть Китай. Тогда же стало известно, что вторая мастерская Ай Вэйвэя будет находиться в Восточном Берлине, в Шёневайде, однако пока что художник по-прежнему не может покинуть Китай.

«Evidence» — самая большая европейская выставка Ай Вэйвэя. Она состоит из 34 инсталляций, многие из которых созданы специально для этого выставочного пространства. Ай Вэйвэй создавал берлинскую экспозицию дистанционно, управляя всем процессом из офиса в Пекине, — за несколько лет он уже привык делать выставки таким образом. Большинство работ европейскому зрителю не известны и выставляются в Берлине впервые. Название «Evidence» (англ. «свидетельство») определенно дает понять, что экспонаты — доказательства тяжелого положения, в котором оказался художник.

«Very Yao»

Фотография: Galleria Continua

Первое доказательство можно увидеть уже в холле, где расположены кассы, — инсталляция «Very Yao» состоит из 150 велосипедов марки Forever, самой распространенной в Китае, и создана художником в память о Ян Цзя, 28-летнем жителе Шанхая, который был задержан полицией якобы за езду на незарегистрированном велосипеде. В результате этого конфликта были убиты шестеро полицейских, за что Ян Цзя был приговорен к смертной казни. Ай Вэйвэй критикует непрозрачность и несправедливость китайской судебной системы, с которой художнику не один раз приходилось сталкиваться самому.

«Камеры наблюдения»

Фотография: The Taipei Fine Arts Museum

Там же, в холле перед входом на выставку, установлены и «Камеры наблюдения». Мраморные объекты — это точные копии устройств, которые китайская полиция в количестве 17 штук установила вокруг мастерской и квартиры Ай Вэйвэя в Пекине.

Высказывание художника на тему постоянной слежки со стороны государства за своими жителями сегодня актуально не только для Китая, но и для многих других стран мира, называть которые уже нет никакой необходимости. Эта работа наглядно сообщает о том, что и скрывать факт слежки уже нет никакой нужны — она стала привычной частью жизни каждого из нас.

«Табуретки»

Фотография: www.highsnobiety.com

Эта работа находится в самом начале экспозиции — весь внутренний двор здания занимает инсталляция из 6000 табуреток времен династии Цин и Китайской республики, собранных художником в деревнях Северного Китая. Здесь табуретки, несмотря на их количество, выглядят не как очередное напоминание о многочисленности китайцев, а скорее как обломки, оставшиеся на поверхности после бури модернизации, не утихающей в современном Китае.

«Вазы династии Хань, покрытые автомобильной краской»

Фотография: Mathias Völzke

Тема отношений современного Китая со своим прошлым играет большую роль в художественной и общественной деятельности Ай Вэйвэя и на выставке в Доме Мартина Гропиуса можно найти немало тому примеров. Один из них — «Вазы династии Хань, покрытые автомобильной краской». Художник использовал краску, которой покрывают автомобили Mercedes-Benz и BMW, одни из главных символов потребления и власти в сегодняшней КНР. Под отливающим металлическим блеском равномерным слоем краски погребены следы истории и настоящая текстура восьми старинных ваз.

«Контейнер»

Фотография: Corbis/All Over Press

В соседнем с вазами зале расположен «Контейнер» («Container») — у минималистичного ящика для перевозки произведений искусства обрезаны углы, и тем самым удалена его функциональность. А тот факт, что этот объект создан без единого гвоздя или шурупа, при помощи техники, которая использовалась во времена династии Мин, наоборот, наделяет его дополнительной ценностью. 

«IOU» 

Фотография: He Junfeng

Не менее важной темой в творчестве Ай Вэйвэя являются его собственные сложные отношения с родиной. Получивший всемирную известность не в последнюю очередь и из-за своей оппозиционности художник не перестает использовать свои работы в качестве орудия борьбы и являет сегодня собой самый яркий пример того, каким может быть политическое искусство в XXI веке.

Название работы «IOU» — это аббревиатура от «I Owe You», «я тебе должен» по-английски. В 2011 году Ай Вэйвэю было предъявлено обвинение в неуплате налогов на сумму 1,7 миллиона евро, которую он должен был вернуть государству в течение 15 дней. Но за 10 дней на его счет поступило больше миллиона, которые перевели все, кто хотел ему помочь. Квитанции о займе художнику, то есть долговые расписки, и покрывают стены четырех залов.

«81»

Фотография: Markus Schreiber

Копия тюремной камеры, в которой он провел 81 день в 2011 году. В Берлине художник воспроизвел это помещение в оригинальном размере — в камеру можно зайти, посмотреть на ее более чем скромное убранство, потрогать стены, обитые мягким пеноматериалом, почувствовать на себе свет, который был включен круглые сутки, и даже заглянуть в туалет. На Венецианской биеннале в прошлом году Ай Вэйвэй показал серию небольших инсталляций под названием «Священный» («S.A.C.R.E.D.»), где изобразил себя самого в тюремной камере и наблюдающих за них тюремщиков. В этом же зале показывают музыкальное видео Ай Вэйвэя «Тупица», снятое оператором Кристофером Дойлом, в котором эта тюремная камера также фигурирует.

Видеоработы о Пекине

Фотография: www.lissongallery.com

В соседних с тюремной камерой залах показывают видеоработы художника о Пекине. Двухканальная видеоинсталляция «Пекин: второе кольцо» и «Пекин: третье кольцо», как можно догадаться из названия, посвящена важным транспортным артериям китайской столицы. Ай Вэйвэй снимал по одной минуте с каждого моста на каждом транспортном кольце — на втором только в облачные дни, на третьем, наоборот, только в те, когда светило солнце. Кадры длительностью в одну минуту художник использует и в 10-часовой работе 2004 года «Бульвар Чанъань», где он с камерой в руках пересекает весь Пекин по главной улице, останавливаясь через каждые 50 метров, чтобы уловить ритм города, его социальную структуру, места, где живет власть и бизнес, потребление и производство. К тому же периоду относится и 150-часовой фильм «Пекин 2003» — с 2003 по 2005 год Ай Вэйвэй проехал по каждой улице внутри четырех пекинских колец и снял это путешествие длиной в 2400 км на видео.

«Сувенир из Шанхая»

Фотография: Matthias Völzke

В начале 2011 года власти Шанхая снесли мастерскую Ай Вэйвэя по каким-то формальным причинам — на деле причиной стало его собственное расследование причин сильных последствий Сычуаньского землетрясения и вообще его диссидентская деятельность. Работы Ай Вэйвэя на эту тему так же включены в экспозицию. На это решение художник откликнулся тем, что устроил праздник «речных крабов» (в китайском языке это омоним выражения, которое власти используют для описания современного китайского общества, слово, близкое по смыслу словам «гармония», «гармоничный»), на который пришли 1000 человек, таким образом сделав действия властей публичным событием. Этому периоду на выставке посвящена инсталляция «Сувенир из Шанхая» — куски бетона и кирпичи, оставшиеся от мастерской Ай Вэйвэя, заключенные в деревянную раму.

«Речные крабы»

Фотография: Hirshhorn Museum

В этом же зале показывают «Дом крабов», видеодокументацию фестиваля «речных крабов» и собственно разрушение здания мастерской, а в соседнем на полу лежат сотни фарфоровых крабов («Речные крабы», 2011), так же призванных обратить внимание зрителя на «гармонию», царящую в современном Китае.

Как и в случае со всеми выставками-блокбастерами, каковой «Evidence» безусловно является, в ее рамках пройдет и образовательная программа — воркшопы, лекции и кинопоказы. Одним из них станет премьера документального фильма датчанина Андреаса Йонсена «Ай Вэйвэй: Сфабрикованное дело» («Ai Weiwei — The Fake Case»), которая состоится в обновленном кинотеатре Delphi Filmpalast возле метро Zoologischer Garten 4 мая в 11 утра. Там же, но в апреле показывают и документальный фильм 2011 года «Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся» («Ai Weiwei — Never Sorry»).

  • Где Martin-Gropius-Bau, Берлин
  • Когда до 7 июля
  • Купить билеты на сайте
Ошибка в тексте
Отправить