перейти на мобильную версию сайта
да
нет

100 миллионов семечек и гигантская утка: самые масштабные инсталляции на свете

Посмотрев на британскую инсталляцию из 800 тысяч керамических маков, посвященную столетию Первой мировой, «Воздух» составил галерею из работ известных художников, склонных к мегаломанским проектам.

Искусство
100 миллионов семечек и гигантская утка: самые масштабные инсталляции на свете

Спенсер Туник

Американский фотограф и художник, который специализируется на масштабных групповых фотографиях обнаженных людей. В его проектах снимаются только добровольцы: перед тем как приехать в очередной город,
Спенсер Туник объявляет о наборе волонтеров, которые будут готовы позировать ему голыми, — как правило, в компании еще как минимум пары тысяч людей. Самый массовый кадр Туник снял в 2007 году в Мехико, когда на его призыв откликнулись 18 000 человек. В июле 2009 года Спенсер Туник фотографировал москвичей для своего проекта на 3-й Московской биеннале современного искусства. Для Москвы он сделал исключение и снимал персональные портреты каждого из добровольцев.

Христо и Жанна-Клод

Уроженец Болгарии Христо Явашев и дочь французского генерала Жанна-Клод де Гийебон родились в один день — 13 июня 1935 года, но познакомились только спустя много лет, и то по случайности: Христо получил заказ на выполнение портрета матери Жанны-Клод. Их первый совместный проект был датирован 1961 годом — тогда Христо и Жанна-Клод обернули в ткань бочки в порту Кельна. Идея обертывания принадлежит Христо, он начал с того, что оборачивал повседневные объекты, придавая им статус искусства, но вдвоем с женой они к началу 1990-х дошли до укутывания целых зданий и ландшафтов. Например, в 1995 году художники обернули Рейхстаг. До этого они упаковывали часть побережья Австралии, кусок парижского моста и устанавливали несколько тысяч зонтов на побережье Японии и США.

Роберт Смитсон

Американец Роберт Смитсон был одним из основоположников ленд-арта. Его произведения имеют огромный масштаб, и многие из них кажутся будто созданными природой, поскольку материалом для них служат исключительно естественные материалы: вода, земля, камни, растительность. Больше всего художник любит форму спирали, и хотя его самые известные работы были созданы в 70-е годы, их очертания сохранились по сей день.

Ричард Серра

Один из самых известных американских современных скульпторов создает гигантские инсталляции из стали. Ричард Серра в юности работал на сталелитейном заводе, и с тех пор как он решил стать художником, его интересовали натуральные фактуры: дерево, железо, камень. После обучения в Йельском университете он приехал в Нью-Йорк, где познакомился с художниками-минималистами — этот стиль оказался ему близок. В 1970-х Серра начал создавать огромные скульптуры из кортеновской (специально заржавленной) стали, которые стали его визитной карточкой. В 2005 году Серра выполнил для Музея Гуггенхайма в Бильбао серию «The Matter of Time» — эти гигантские округлые скульптуры до сих пор находятся в постоянной экспозиции. Огромный размер и большой вес произведений Ричарда Серра несколько раз приводил к несчастным случаям: в 1971 году рабочий Реймонд Джонсон был насмерть раздавлен стальным листом при сооружении «Скульптуры №3» в Миннеаполисе, а в 1989 году другой рабочий лишился ноги в процессе демонатажа экспозиции в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке.

Ай Вэйвэй

Самый знаменитый в мире китайский диссидент — настоящий монументалист. Его работа «Семена подсолнечника» состояла из 100 000 000 фарфоровых семян, рассыпанных в 2010 году по полу Турбинного зала галереи Тейт-Модерн. Семена были вручную изготовлены 1600 китайскими рабочими. С 2007 года Ай Вэйвэй использует в работе настоящие древние стулья династии Цин. Для кассельского фестиваля современного искусства «Документа» в 2007 году он купил и выставил 1001 стул, на Венецианской биеннале 2013 года его стулья выставлялись в павильоне Германии, а в этом году участвовали в его персональной выставке в Доме Мартина Гропиуса в Берлине. Кроме того, Ай Вэйвэй делает гигантские световые скульптуры, скульптуры из велосипедов и, например, скульптуры из огромного количества слоев одежды. Все его произведения чрезвычайно трудоемки — это часть замысла художника, который таким образом привлекает внимание к проблемам человеческих прав в Китае, к темам перенаселенности и коррупции, а также дешевой рабочей силы, которая играет важную роль в глобальной экономике.

Дорис Сальседо

Колумбийская художница Дорис Сальседо создает произведения, которые заставляют зрителя задуматься о бессмысленности войн и раздоров и о хрупкости человеческой жизни. Разумеется, для таких целей ей требуются очень масштабные и наглядные примеры. Например, для Стамбульской биеннале 2003 года Дорис Сальседо придумала инсталляцию из 1600 стульев, которые были будто бы насыпаны на пустыре между двумя домами до самых крыш. С помощью обычного домашнего стула, который сжат между тысячами других стульев, художница показывает, как меняется и обесценивается частная жизнь каждого человека с приходом войны. Другая ее знаменитая инсталляция — огромная трещина в полу галереи Тейт-Модерн под названием «Шибболет». Эта работа 2007 года, символизирующая разрыв между людьми, вызвала бурю возмущения после того, как в нее упали несколько человек — некоторые считали, что трещина нарисована.

Эрнесто Нето

Главный бразильский современный художник создает огромные лабиринты или отдельные объекты из мягких тканей и сыпучих материалов. Сыпучая консистенция и округлые очертания его работ служат для того, чтобы доставить зрителю максимум приятных тактильных и визуальных ощущений. Принято считать, что произведения Эрнесто Нето вдохновлены органическими природными формами, но если отбросить ассоциации, можно сказать, что он делает мягкие игрушки гигантского масштаба.

Субодх Гупта

Английский художник индийского происхождения прославился как автор огромных инсталляций из железной кухонной утвари. Его самые знаменитые работы — «Очень голодный бог» и атомный гриб «Линия контроля» — сделаны из железных кастрюль и сковородок. С одной стороны, забавные и нелепые, с другой — произведения Субодха Гупты работают по тому же принципу, что и произведения Дорис Сальседо, — демонстрируют, как привычные вещи могут складываться в совершенно нечеловеческие композиции.

Флорентин Хофман

У голландского художника Флорентина Хофмана было много работ, но его главный шедевр — гигантская надувная желтая уточка, которая приплыла к берегам Гонконга в 2013 году. На самом деле у берегов Гонконга она оказалась уже после того, как поплавала в водах Луары в 2007-м, но, в принципе, это произведение, олицетворяющее беззаботность и жизнерадостность, не имеет возраста.

Каарина Кайкконен

Финская художница не особо известна за пределами родной страны, но в последнее время благодаря интернету ее работы привлекают все больше внимания. Главные художественные средства Каарины Кайкконен — бельевая веревка и одежда. Гигантские инсталляции из многокилометровых бельевых веревок художница создает с 90-х годов. Она любит работать в общественном пространстве: выстилает старой одеждой ступеньки зданий или натягивает веревки с бельем над улицами. В 2012 году она буквально превратила Центр Кеннеди в Вашингтоне в огромную сушку для белья.

Миха Артнак

Миха Артнак — словенский уличный художник, который использует для создания инсталляций пустые старые пластиковые пакеты. Кроме скульптур из пластика он еще рисует граффити, но новым Бэнкси пока что не стал.

Брюс Мунро

Британец Брюс Мунро активно использует в своих световых инсталляциях старые CD-диски и светодиоды. Например, для работы «CDSea» 2010 года понадобилось 600 000 дисков, из которых художник выложил на поле огромное панно, напоминающее остров, разделенный надвое рекой.

Аниш Капур

Произведения Аниша Капура — классика мегаломанской скульптуры. Этот индобританец представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил премию Тернера, одну из самых престижных наград в области современного искусства. В 1980-х он входил в группу «Новая британская скульптура» и распространил принципы этого движения по всему миру. Его инсталляции поражают воображение своим масштабом и кажущейся нерукотворностью. Например, огромные зеркальные «Облачные врата» в Чикаго или скульптура «Левиафан» для Гран-Пале в Париже — типичные примеры произведений Аниша Капура.

Zimoun

Швейцарский художник китайского происхождения превращает картонные коробки в архитектурный элемент для больших кинетических скульптур. Его инсталляции почти полностью автономны и могут достигать любых размеров и масштабов. Не менее, чем внешний вид скульптур, для него важно звучание. Зимун — музыкант, а всего его скульптуры производят особый мелодичный шум. Его кумир — композитор Джон Кейдж, а сам художник пишет музыку, выступает на музыкальных фестивалях и даже основал свой бренд звукозаписи Leerraum.

Олафур Элиассон

Автор самых известных монументальных иллюзий. Его работы часто связаны с природными материями. Например, в 2003 году он повесил в Тейт-Модерн огромное искусственное солнце из специальных моночастотных ламп, а в 2008 году создал в Нью-Йорке 4 громадных искусственных водопада — все это в рамках долгосрочного «Погодного проекта». В рамках выставки «The Mediated Motion» в Брегенце в 2001 году зрители проходили через залы с водой, деревом, камнем, туманом, а также грибами, ряской и другими вещами, которые обычно не ожидаешь встретить в музее. Еще одно любимое направление Олафура Элиассона — архитектурные инсталляции, одна из которых под названием «Circumscription» выполнена в форме «бесконечной» лестницы.

Ошибка в тексте
Отправить