AI лав ю
В прокат выходит «ВАЛЛ•И» — мультфильм студии Pixar о великой любви двух небольших роботов. «Афиша» восстанавливает хронологию обретения машиной души — на бумаге, в кино и в реальности
1816 17-летней Мэри Уолстонкрафт Годвин (в замужестве Шелли) приснился «бледный ученый, склонившийся над созданным им существом». По мотивам кошмара барышня написала «Франкенштейна», первую в современной литературе историю о роботе.
1863 Англичанин Сэмюэл Батлер опубликовал в новозеландской газете Press статью под названием «Дарвин среди машин», где применил к технике принципы естественного отбора. «То, что машина сегодня несознательней моллюска, — писал он, — не гарантирует, что она не обретет самосознание в будущем, ведь скорость развития машин во много раз стремительней той, с которой развивается животное и растительное царство». Впоследствии вера Батлера в универсальные модели привела его в литературоведение: его перу принадлежат работы о том, что Гомер был женщиной, а адресат сонетов Шекспира — мужчиной.
1920 Карел Чапек пишет пьесу «РУР», где действуют роботы и роботессы: взбунтовавшись против производящей их компании, они убивают всех людей на Земле, некоторое время не знают, как воспроизводить себе подобных, пока не открывают для себя любовь. Наступает заря новой эры.
1927 Выходит «Метрополис» Фрица Ланга, в котором ученый пытается создать идеальную женщину из железа и электрических полей. Девушка получается несусветной стервой, одержимой жаждой разрушения. Она начинает мутить умы рабочих, показывая им ляжки. Ее приходится сжечь.
1942 23-летний Айзек Азимов публикует рассказ «Хоровод». Азимова раздражает, что во всех рассказах про роботов те пытаются убить своих создателей, из духа противоречия он придумывает Три закона роботехники, не позволяющие этого.
1950 Алан Тьюринг создает тест, позволяющий определить, мыслит машина или нет: человек задает вопросы двум невидимым собеседникам и получает письменные ответы, по которым должен угадать, кто из собеседников робот. За 50 с лишним лет тест Тьюринга не смог пройти ни один компьютер, хотя в конце 60-х два претендента были близки к успеху — программа «Элиза», имитировавшая психоаналитика, и программа «Пэрри», притворявшаяся шизофреником (ей удалось обмануть 33 психиатров). Впоследствии «Элиза» и «Пэрри» познакомились и провели несколько насыщенных бесед.
1959 В Массачусетском политехническом начинаются работы по созданию искусственного разума. Глава исследований Марвин Минский обещает, что следующее поколение людей увидит первую действительно мыслящую машину. Помимо прочего, Минский и его студенты пытаются научить компьютер понимать детские книжки. Один из лаборантов загрузил в машину детектив, где дочь героя похищали и требовали выкуп. Проанализировав текст, машина задала вопрос «Какой смысл платить деньги, чтобы вернуть ребенка?»
1965 Будущий глава Intel Гордон Мур, исходя из динамики увеличения емкости компьютерных чипов, формулирует закон Мура, согласно которому мощность компьютеров будет расти в геометрической прогрессии. Из его расчетов футуролог и изобретатель Рэй Курцвайль делает вывод, что к 2029-му персональный компьютер сравнится по возможностям с человеческим мозгом, а к 2045-му займется самосовершенствованием.
1968 Филип К.Дик пишет повесть «Мечтают ли андроиды об электроовцах» про мир, где люди смешались с андроидами. Чтобы отличить одних от других, используется метод Войта-Кампффа (тест Тьюринга плюс детектор лжи). Главный герой в минуты отчаяния тестирует сам себя. Артур Кларк и Стэнли Кубрик пишут «Космическую одиссею», где действует суперкомпьютер ХЭЛ-9000, сходящий с ума, когда перед ним встает серьезная моральная дилемма.
1973 Английский математик Майкл Лайтхилл публикует доклад, в котором указывает на то, что попытки создать искусственный интеллект в целом бесперспективны. Английское, а вслед за ним и американское, правительство радикально сокращает ассигнования на эту область.
1978 Дуглас Адамс пишет для Би-би-си радиопьесу «Автостопом по Галактике», где действует первый робот-мизантроп Марвин.
1982 «Бегущий по лезвию», экранизация «Электроовец», доводит до логического завершения мысль Филипа Дика: главный герой, пытающийся отличить искусственное от естественного, в конце сам оказывается роботом.
1984 Выходит «Нейромант» Уильяма Гибсона, где предсказаны социальные сети и фигурирует искусственный разум, мечтающий выйти за пределы электронных сетей и стать богом.
1989 Сиро Масамунэ выпускает манга «Призрак в доспехах», в которой с помощью красивой девушки-киборга визуализируется идея трансгуманизма, постчеловеческой формы существования, когда живое существо сливается с машиной. Главная героиня, которую скопировали на жесткий носитель, пытается понять, есть ли у нее душа.
1991 В «Терминаторе-2» робот-убийца с помощью смены директивы и добавленной функции самообучения становится любящим отцом малолетнего подонка.
1994 Молодой аниматор Эндрю Стэнтон придумывает робота ВАЛЛ•И, сортирующего мусор на покинутой людьми Земле. На студии Pixar ему предлагают подождать лет десять, пока они научатся хорошо рисовать пыльный воздух.
2001 Спилберг снимает «Искусственный разум» — суперпроект, который был начат Стэнли Кубриком в конце 80-х и призван был философски осмыслить идею имитации чувств машиной. Специалисты по искусственному интеллекту, у которых пресса пытается получить экспертную оценку картины, хором отвечают, что фильм хороший, но «Терминатор» лучше.
2004 Группа «Ленинград» выпускает музыкальный радиоспектакль «Бабаробот», предлагающий решение проблемы: если искусственный интеллект не дотягивает до человеческого — их уравняет естественный дебилизм. Вчерашние пэтэушники продают некоему Мужику кореша по кличке Робот — в качестве робота-домработницы.
2006 Марвин Минский, отрекшийся от своих прогнозов, пишет научно-популярную книжку «Эмоциональная машина», посвященную устройству человеческого разума. Первая глава книги называется «О любви», в ней состояние влюбленности описывается как системный сбой в компьютере.
2008 Группа японцев во главе с Такэно Дзюнити создает робота, который, кажется, узнает себя в зеркале. В кино выходит «ВАЛЛ•И» — фильм про любовь квадратного мусоросборщика к овальному самоходному контейнеру для сбора проб по имени Ева.