перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венеция-2011 «Мартовские иды» Клуни, «Резня» Поланского, антиподы и Мадонна

Ольга Шакина передает с начавшегося в среду фестиваля в Венеции.

Архив

Главная звезда фестиваля, хотя на Лидо уже приехали Аль Пачино, Мадонна и Кристоф Вальц — общительный италофил Джордж Клуни, чьи «Мартовские иды», драму о кровавых внутрипартийных праймериз, показали на открытии. Клуни там играет фактически себя, только в политике — потенциального кандидата в президенты от демократов, загорелого харизматика, в которого влюблена не только половина электората, но и весь штаб во главе с розовощеким энтузиастом в исполнении Райана Гослинга. Начало у фильма самое лирическое: герои смотрят друг на друга с поволокой, обнимаются и хором повторяют «Я женат на предвыборной кампании». Но любовь к политикам не бывает взаимной, и своеобразный ромком быстро превращается в патологический триллер, где конфетно-букетные игрища обязательно закончатся изнасилованием. Довольно наглядная метафора отношений власти с народом — чего стоит сцена, где герой Гослинга, соблазняя практикантку, общается с ней ровно так же, как его босс с залом или телекамерой. Гослинг в фильме Клуни, собственно, крайне удачно играет самого Клуни — так же, как в фильмах Вуди исполнители главной роли играют Вуди: на это недвусмысленно намекает и постер, где лицо одного артиста, украшающее обложку Time, превращается в физиономию другого. В общем, «Иды» — довольно прямолинейная сказка о том, кем становишься, убив дракона: полфильма циники пытаются сожрать идеалиста, а потом он жрет всех сам, и с такой изощренностью, что сожранных становится даже жалко.  

Так называемый второй фильм открытия, спродюсированный Роднянским опус документалиста Косаковского «Да здравствуют антиподы!», оказался чем-то вроде арт-версии «Клуба кинопутешественников» с изящным концептом: отследить, как живет (или умирает) живое на противоположных концах четырех меридианов. Чилийские дорожные рабочие противопоставлены велосипедистам из дождливого Шанхая, аргентинский пастух — забайкальским сборщицам морошки, гавайский бездельник — африканским бегемотам, испанская бабочка — новозеландскому киту. В качестве хайлайтов выступают лев, лакающий воду прямо из камеры, и извергающийся на глазах у зрителя вулкан. На пресс-конференции автор предположил, что, если прорыть сквозь планету туннель от московского Белого дома, вылезешь аккурат у вашингтонского.   

Классицистская, запертая, как недавно сам режиссер, в четырех стенах «Резня» Поланского, над которой тот работал прямо из-под ареста, ожидаемо оказалась большим приветом американскому правосудию. Один школьник дал другому по зубам — битых полтора часа две пары родителей спорят, стоит ли изолировать агрессора от общества, поврежден ли у жертвы нерв в резце и был ли нападающий вооружен палкой или просто оснащен ею. На натуре снято всего два общих плана, первый и последний: дерущиеся дети в начале и мирящиеся в конце. То и другое жутко напоминает финальный кадр из «Скрытого» — так что, есть ощущение, бывший подсудимый подмигивает еще и высокоморальным европейским социофобам с Ханеке во главе. В роли всего самого гадкого, что можно обнаружить в американском обществе, — Джоди Фостер. Альтер эго режиссера — Кейт Уинслет, задумчиво бродящая по кадру с ведерком собственной рвоты.  

Самым же диким зрелищем из показанных в залах Палаццо дель Чинема остается мелодрама «W.E.». Режиссер-постановщик и сценарист Мадонна авторски интерпретировала историю любви Уоллис Симпсон и Эдуарда VIII. С американкой трудной судьбы, получившей в награду за страдания и целеустремленность настоящего принца, автор явно отождествляет себя — а чтобы никому не показалось мало, вводит и современную сюжетную линию, где сотрудница Sotheby's крутит роман со стерегущим оставшиеся от Уоллис артефакты охранником. Охранник русский, живет в лофте с роялем, читает Рильке, имеет латиноамериканскую внешность актера Оскара Айзека, имя Евгений (видимо, в честь друга певицы, солиста Gogol Bordello Гудзя), а в какой-то момент еще и наряжается в шотландский килт. В общем, если кому-то казалось, что Мадонна — мужик в юбке или баба с яйцами, то, посмотрев этот караван историй, он может убедиться в том, что никаких чужих первичных половых признаков у нее никогда не было и нет.  
 

Ошибка в тексте
Отправить