перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венеция-2011 Новый Главоггер, «Саломея» Аль Пачино, «Курица с черносливом», Криалезе, Содерберг, МакКуин, Кроненберг и Тодд Солондз

Архив

Программа в Венеции в этом году практически целиком состоит из того, что все давно ждали, но процентов семьдесят самого долгожданного умудрились показать за прошедшие выходные — так что о многом придется сообщить телеграфным образом, что называется, одной строкой.

Новый фильм Михаэля «Смерть рабочего» Главоггера о проститутках с разных концов земли похож на передачу Андрея Лошака «Профессия — репортер» о секс-туризме — возможно, потому что две из трех новелл снимали в Юго-Восточной Азии; последняя, мексиканская, поувлекательней — там появляется пара любящих друг друга шлюх-лесбиянок и эпизод реального рандеву с клиентом, но и это не спасает ситуацию: тоска.

«Саломея» Аль Пачино оказалась тоже полудокументальным кино — о том, как он репетирует Ирода в одноименной пьесе на Бродвее, одновременно имитируя съемки собственной экранизации в пустыне близ Лос-Анджелеса. В фильм вошли интервью Боно, Гора Видала и экскурсия «Дублин Оскара Уайльда».

«Курица с черносливом» Марьяны Сатрапи и Венсана Паронно — второй после «Персеполиса» фильм, где открытая Венецией иранка рефлексирует на тему собственных корней. На этот раз в чуть менее интересной форме: вместо ожившего минималистского комикса — амелизмы в духе Жан-Пьера Жене, конфетный Тегеран 50-х, населенный интеллигентными мусульманами в исполнении Матье Амальрика, Марии ди Медейруш, Кьяры Мастроянни и Изабеллы Росселлини. Очень много гэгов в духе «подмешать непослушному ребенку опиум в молоко».

Новый фильм Эмануэле Криалезе «Земля!» — снова об эмигрантах, добирающихся к счастью вплавь, — увы, несколько менее изобретателен, чем его же «Новый Свет» на ту же тему. Никаких молочных берегов и магического реализма, сюжет точь-в-точь как у Каурисмяки в «Гавре»: хорошо воспитанных африканцев прячут в подвале от полиции, но артистов уровня Андре Вилмса и Даруссена в кадре нет. Зато есть гениальный эпизод с толпой жутких туристов, танцующих на кораблике, а потом прыгающих с него в воду, — он за неимением лучшего и вынесен на постер.

«Темная лошадка» Тодда Солондза о дородном коллекционере игрушек, который любил Сельму Блэр и помер от желтухи, похожа на растянутую новеллу из «Сказочника» или раздутую сюжетную линию из «Счастья» — милая, но какая-то куцая.

«Заражение» Содерберга — очередной соцантропологический этюд, замаскированный под очередной любимый публикой жанр, на этот раз — бактериологический триллер о конце света. Звезд много, и все формальные приметы налицо — Кейт Уинслет бегает по улицам в маске, Марион Котийяр капает в пробирку, Мэтт Деймон спасает детей, Лоренс Фишберн перезванивается с женой. Но больше, в принципе, ничего не происходит — разве что Гвинет Пэлтроу в какой-то момент неожиданно скальпируют. На экранах этот квазиэкшен в октябре, пожелаем дистрибьюторам хороших сборов.

Фотография: See-Saw Films

 

Ну и прогнозы: непонятно, как придется извернуться жюри, чтобы не дать «Чашу Вольпи» за лучшую мужскую роль Майклу Фассбендеру — они с Райаном Гослингом буквально на наших глазах превращаются в Тома Круза и Брэда Питта наших дней. За какой фильм дадут — лидирующий в кинокритическом рейтинге Variety «Стыд» Стива МакКуина или «Опасный метод» Кроненберга — неважно: он хорош и там и там. Богатая костюмная драма об истоках психоанализа и лаконичный физиологический очерк об одиноком менеджере парадоксальным образом даже перекликаются: там и там герой — благополучный фрустрат, а главный вопрос — освобождает ли потворство собственным сексуальным импульсам порядочную личность или, наоборот, разрушает ее. МакКуин, прославленный «Голодом» с тем же Фассбендером в главной роли, делает полшага навстречу мейнстриму — снимает практически мелодраму, слегка теряя в формальном совершенстве, но в целом не роняя планки. Кроненберг тем более на уровне — причем настолько, что о нем толком нечего сказать: Кира Найтли здорово играет припадочную (слегка, пожалуй, перебарщивая только с выдвиганием вперед знаменитой нижней челюсти), из Вигго Мортенсена вышел ожидаемо грандиозный, склочный и мелочный Фрейд, диалоги — готовый сборник афоризмов: «Она мазохистка и идеалистка». — «Типичная русская!» Придраться не к чему, отметить тоже нечего, смотреть чрезвычайно приятно.

В следующем выпуске: новый Гиоргос Лантимос, голливудский дебют Томаса Альфредсона и полнометражный — Джеймса Франко, вегетарианский хоррор по Шарлю Перро и Энди Лау в роли заботливого внука. 

Ошибка в тексте
Отправить