перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Поп-марксизм» Алексея Цветкова, «Сын ХАМАС» Мосаба Хасана Юсефа, «Вопрос Финклера» Говарда Джейкобсона, «Боги богов» Андрея Рубанова

Архив

«Вопрос Финклера» Говарда Джейкобсона

Букеровская премия-2010; роман о том, что такое (сегодня) еврейство, антисемитизм, холокост; фарс о самозванцах — и «комедия идей». Роман держится на нескольких микроэпизодах — которые затем переживаются заново, обрастают ракушками (комических) подробностей, переигрываются в уме; это похоже на то, как если бы Кундера сочинял роман в четыре руки с Вуди Алленом. Теоретически еще можно представить «Вопрос Финкле­ра» как роман про мужскую дружбу, настолько долгую, что помимо собственно дружбы сюда вплелись внебрачные связи, секс, любовь, старение, смерть; или как сатиру на современное английское общество — хотя и взятое в несколько необычном ракурсе; смешные мужчины в смешной стране в обществе чересчур серьезных женщин. По правде говоря, «ВФ» — роман из тех, которые вообще неважно про что: евреи — неевреи,  Джейкобсон настолько остроумен, что вам не жалко времени слушать все, о чем он рассказывает.

 

«Поп-марксизм» Алексея Цветкова

Цветков — практикующий философ, но не распространенного ален-де-боттоновского типа; его философия не помогает обывателю примириться с окружающей действительностью, а, наоборот, подначивает вступить с ней в идеологический конфликт... Вот — демонстрирует автор, — что на самом деле вы потребляете, смотрите, слушаете, читаете; вот какие вы пошляки; и кстати, не думайте, что это единственный способ жить, есть и другие возможности. «Поп-марксизм» — pele-mele, всякая всячина: коллекция эссе, мини-манифестов, очерков, мемуарных заметок, фрагментов из трактата по эстетике, анекдотов и поучений. При­вязка к жанру ничего не объясняет: Цветков продает мысли, а не упражнения в разных манерах письма… Последовательный марксист в обществе, где даже профессиональные борцы с режимом ни за что не поверят в отмену частной собственности, он бубнит и бубнит одно и то же: во всем виновата частная собственность.

 

«Сын ХАМАС» Мосаба Хасана Юсефа

Автобиография Зеленого Принца — палестинского джентльмена 1977 года рождения, который, будучи сыном одного из лидеров ХАМАС, оказался перевербован Шин-Бет и на протяжении десяти лет работал на Израиль… Не то что даже остросюжетный документальный роман, а книга, по которой — по одной! — можно получить представ­ле­ние о том, что на самом деле происходит между Израилем и Палестиной; книга, которую следовало бы вручать всем, кто собирается съездить в Израиль... Как выглядят лагеря беженцев, в которых палестинцы живут десятилетиями; как ХАМАС готовит смертников, как в израильских тюрьмах палестинцев пытают — среди прочего — прослушиванием песни Леонарда Коэна «First we take Manhattan, then we take Berlin!»; как палестинцы ставят в тюрьмах перед телевизором смотрящего, который закрывает экран специальной фанеркой, когда там показыва­ют женщину, открытую выше щиколоток; как палестинцы пытают своих, заставляя писать друг на друга дикие доносы и фантастические секс-досье; как израильские военные базы охраняют сторожевые свиньи…

 

«Боги богов» Андрея Рубанова

Будущее, не слишком близкое. Все подстроено таким образом, что юный пилот космических кораблей Марат становится инструментом в руках опытного урки по кличке Жилец. Они оказываются на Золотой Планете. Это настоящее эльдорадо —  там живут первобытные люди, пригодные для социальных экспериментов. «Боги богов» — роман про власть; про быстрые управляемые эволюции; про эффективные способы быстро манипулировать жизнью и сознанием масс — и про то, как власть влияет на психику самих «богов». Рубанова снова и сно­ва интересуют два психотипа — «людоед», питающийся душами других людей, и «нормальный» человек в условиях, когда ему приходится стать «людоедом»: что он от этого теряет. Соль, однако ж, романа — не идеология, не «братья-стругацкие», а неве­роятное воображение Рубанова; если он в самом деле хотел доказать, что он не писатель про свою биографию (как, условно, Лимонов), — то на «Богах богов» вопрос закрыт.

Ошибка в тексте
Отправить