«Человечество не делится на англосаксов и людей второго сорта» Тарантино, Вальц, Ди Каприо, Джексон и Фокс обсуждают «Джанго освобожденного»
На этой неделе выходит новый фильм Квентина Тарантино — его вторая (после «Бесславных ублюдков») историческая ревизия: на этот раз режиссер и его актеры исследуют тему рабства, в жанре спагетти-вестерна.
Квентин Тарантино: Возможно, это не самое остроумное наблюдение, но, по-моему, у нас получился отличный фильм.
Сэмюэль Л.Джексон: Да, ты в итоге выглядишь вроде как освободителем мира от рабства.
Тарантино: Ну я всегда мечтал снять кино про жуткое рабовладельческое прошлое Америки. Но мне никогда не хотелось, чтобы это был такой исторический фильм с большой буквы И. Я вообще думал, что лучше будет как-то упаковать это все как вестерн. Дело в том, что очень многие вестерны на самом деле рассказывают об эпохе рабства, при этом просто закрывая глаза на вопрос. Это очень по-американски и очень интересно, потому что многим странам пришлось осознавать то, что они натворили; в общем-то, просто весь остальной мир заставил их это осознать. Но в Америке это что-то вроде коллективной вины — и ни черные, ни белые не хотят об этом говорить. А ведь за 245 лет рабства могло возникнуть миллион историй — драматичных, увлекательных, приключенческих, душераздирающих, триумфальных историй, — и их все можно было бы рассказать. Они еще не рассказаны — в мире, в котором все кричат об исчерпанности сюжетов. Я хотел быть одним из первых, кто начнет переносить их на экран.
Леонардо Ди Каприо: Когда все только запускалось, про этот сценарий много говорили: говорили, что фильм уже вот-вот должен выйти, говорили, что Квентин делает кино на такую жесткую тему, как рабство, в жанре какого-то сумасшедшего спагетти-вестерна, с главным героем, воюющим против язв на теле гниющего американского Юга. Все это звучало восхитительно.
Кристоф Вальц: Очень важно, что спагетти-вестерны сильно отличаются от просто вестернов. Это другой жанр, это даже не поджанр, ну, точнее, может, и так — я не особо разбираюсь, — но все-таки для них существует отдельный термин. И так работает Квентин. Он берет жанр, делает его своим собственным и поднимает на новый уровень.
Джейми Фокс: Тарантино — настоящий рэпер! Он работает с кино, как с хип-хопом, постоянно надергивает какие-то семплы! Рэпер тоже делает сингл, в котором тащит из одного места и из другого, переплетает, потому что знает — будет круто. Был момент — Квентин взял и просто переписал финал. Взорвал к чертям здание, потом говорит: «Не, этот конец не подходит. Не работает». Мы ему: «И что ты собираешься делать»? А он: «Дайте подумать секундочку». Походил по булыжникам, потом сказал «Я все придумал!», пошел в свой трейлер и вышел оттуда с новым финалом для фильма. Это был улет! Никто так не делает. Когда сценарист пишет фильм, он снимает себе хижину и сидит там девять месяцев, а потом возвращается с горой исписанных страниц. А этот мужик просто пошел в свой трейлер и все переписал.
«Тарантино — настоящий рэпер!»
Тарантино: Я понимаю, о чем ты говоришь, хотя есть много нюансов. Но, в первую очередь, кажется, ты назвал меня рэпером, потому что (почему-то этот факт, кстати, волнует всех остальных гораздо больше, чем меня) я не боюсь присваивать себе чужие вещи, собирать из существующих фрагментов и цитат что-то новое и свое, заимствую приемы или идеи из других фильмов и делаю своими. Это примерно то, что делают в хип-хопе последние пару десятков лет. Ну и я вместе с ними.
Джексон: Да, я имел счастье это наблюдать много раз. Страшно пожалел, кстати, что стал слишком старым, чтобы играть Джанго. Квентин мне позвонил и говорит: «Хочу, чтобы ты играл Стивена». Больше я ничего не знал — только то, что это какой-то вестерн. Ну вестерн, о’кей, круто.
Вальц: Мне он тоже сказал, что это будет какой-то вестерн, а я за всю свою жизнь видел только несколько фильмов про ковбоев и индейцев и как-то попытался вникнуть в «Однажды на Диком Западе». Два или три года пытался. Когда фильм вышел в Австрии, мне было лет двенадцать, я посмотрел его раз сто. И чем больше пытался понять, что же в нем такого чудесного, тем настойчивее в ушах звучало одно и то же: «Динь-дон! Возвращайся, когда подрастешь».
Джексон: А я все-таки понимал что-то про вестерны и вот открываю сценарий, читаю, кого же я должен сыграть, перезваниваю Квентину и спрашиваю: «Стоп, ты что, хочешь, чтобы я сыграл самого подлого негра в истории кинематографа?» А он мне такой: «Ну да!» И это была удивительная актерская возможность сыграть каноническую роль. Взять условного дядю Тома и сделать его очень-очень сильным, в то же время творящим какое-то по-настоящему омерзительное дерьмо.
Ди Каприо: У меня похожая ситуация: мой герой — собирательный образ всего плохого, что вообще было в американском Юге того времени. Он как юный Людовик XIV — молодая поросль, желающая сохранить свои привилегии во что бы то ни стало. Несмотря на то что его всю жизнь окружали черные и он был воспитан черным мужчиной, ему, чтобы продолжать свой бизнес, надо было найти моральное оправдание тому, как ужасно он обращается с этими людьми. У него же плантация, в конце концов. Плюс тот факт, что он франкофил, не говорящий по-французски… Он же ходячее противоречие. Его воспитали черные, но он вынужден их презирать. Понимаете? То есть в этом человеке не было абсолютно ничего, с чем я мог бы себя соотнести. Я его ненавидел, и это был один из самых нарциссичных, бессовестных, расистских, ужасных персонажей, каких я когда-либо играл за всю мою жизнь.
Фокс: А меня вообще не приглашали на роль Джанго. Я увидел, что фильм уже в производстве и главного героя играет кто-то другой. И подумал: «О, еще один проект, о котором я ничего не знаю». А потом у них случились какие-то менеджерские перестановки, и мой агент говорит: «Давай-ка иди туда — все равно, что там за проект! Это Тарантино и его команда». Мне до сих пор кажется, что люди хватаются за все, лишь бы фантазия была. Что касается сценария — то я сам из Техаса, так что имею представление о расизме. Очень люблю Юг, и если бы пришлось выбирать, где родиться, все равно родился бы здесь, но, понимаете, всех этих расистских моментов никто не отменял. Пока я рос, меня все звали ниггером, так что меня это слово в сценарии не коробило, как коробит парней из Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. В моей жизни и не такое бывало.
«Это был один из самых нарциссичных, бессовестных, расистских, ужасных персонажей, каких я когда-либо играл»
Тарантино: Но вообще все знают, что «Джанго» не было бы, не будь Вальца. Когда я писал первую сцену фильма в отеле в Токио (у меня там была пресс-конференция по «Бесславным ублюдкам») и я еще не знал, что из нее выйдет, у меня как-то не было особенного выбора — я писал ее для Кристофа. Этот персонаж выглядел как Кристоф, говорил как Кристоф — в общем, это просто был он. Сцена получилась такой хорошей, что я перечитал и подумал: о’кей, значит, это мой следующий фильм. Надо теперь дописать, чтобы знать, чем все закончится.
Вальц: Да, я в курсе. Меня еще все спрашивают, пользуюсь ли я этим, чтобы вносить какие-то правки в сценарий? Ни в коем случае, это же очень-очень глупо. И мало того что просто глупо, это же все равно, что выстрелить себе в ногу. Потому что, если бы мне было что сказать, я бы сам написал сценарий. Не хочу играть то, что у меня в голове, хочу попробовать понять, о чем думает Квентин. Не потому, что мне кажется, что я хуже (хотя в каком-то смысле это так), а потому, что я должен стоить истории, в которой участвую. Попробовать понять, чего же на самом деле от меня хотят. И в то же время рано или поздно моя точка зрения сыграет роль, это неизбежно. Но мне не хочется, чтобы с этого все начиналось: «О, кстати, у меня прекрасно получается корчить рожи, почему бы тебе, дорогой Квентин, не вставить парочку смешных моментов в сценарий?»
Тарантино: Тем более что они все равно будут! Мне нравится, когда получается смешно, и, в конце концов, вы ведь правда смеетесь на моих фильмах. Просто я люблю манипулировать аудиторией. Это одно из моих любимых занятий — вот тут смейтесь, смейтесь, ага, а тут стоп, прекращайте. А теперь — снова смейтесь. Я горжусь тем, что могу заставить вас смеяться над всякими по-настоящему странными вещами. Я хочу заставить вас смеяться над тем, что не смешно. Вы смеетесь таким странным, противоречивым смехом, и, о боже, могу ли я и над этим посмеяться вместе с вами?
Фокс: Это, знаете, и на площадке заметно. В фильме я езжу на своей собственной лошади. Когда я встретил Квентина, он сказал: «Так, надо бы тебя посадить на лошадь». А я ему: «Знаешь, вообще-то, у меня уже есть лошадь. Пять или шесть лет назад мне ее подарили на день рождения». «А, — ответил Тарантино, — ну давай попробуем». Так что в фильме есть интересный момент, связывающий Джанго и мою лошадь, потому что они вроде как учились вместе. Лошадь училась делать трюки, а Джанго — осознавать себя как личность, и таким образом они оба к концу фильма превращались в супергероев. Единственное, что было страшно, — скакать без седла. Квентин как-то подошел ко мне со словами: «Так, мне нужно, чтобы ты немножко поездил галопом без седла». А лошадь-то так не привыкла! И вот я забираюсь на нее, и мне надо проехать по специальной грязной дороге, в конце которой стоят люди, готовые подстраховать в случае чего. Но как только лошадь обернулась и увидела позади себя камеру, то понесла со скоростью 28 миль в час. В кино-то я, конечно, выгляжу как Джанго, но чувствовал себя тогда Литтл Ричардом — ехал и орал во весь голос: «Господи, господи, остановись!» Думал, помру. А потом, когда она наконец остановилась, ко мне опять подбегает Квентин: «Чувак, это было круто. Но давай-ка еще раз. Смешно же!»
Вальц: А я вот блестяще преуспел в падении с лошади. Это тоже было смешно.
Джексон: Мы вообще работали в условиях, максимально приближенных к реальности. Помню самый первый день — я приехал и пошел искать Квентина. Рабы вышли в поле и собирали хлопок. Джейми был в костюме, Дон (Джонсон) — стоял с ружьем на пороге огромного дома. А я шел такой с напитком в руке и думал: «Вот дерьмо, я, кажется, попал в эпизод «Сумеречной зоны»!
Вальц: А мой костюмер в какой-то момент сказал, что его предки похоронены на той самой плантации, где мы снимали.
Джексон: И эти предки были немцами.
Вальц: Да, верно. Забыл про это. Много, в общем, странного было.
Фокс: Самое, конечно, странное то, что «Джанго», кажется, первый фильм о рабстве, где черный парень может сражаться за себя, отомстить за унижение. Для техасца это очень важно.
«Знаешь, вообще-то, у меня уже есть лошадь»
Тарантино: Просто я правда думаю, что помимо смеха один из самых сильных импульсов, какие можно дать аудитории в зале, — хорошо выдержанная история мести. О реальности речь не идет, это же кино, здесь можно чувствовать любые эмоции и по поводу самой мести, и по поводу героев со злодеями — это всем нравится, это огромное преимущество жанрового кино. В жизни, если честно, любые случае мести, которые я наблюдал, не влекли за собой никаких приятных последствий. Если мне хотелось, чтобы кто-то получил по заслугам, и он получал, мне становилось паршиво. Реальность никогда не совпадает с нашими представлениями о ней. Но вот, я помню, как-то раз с девушкой смотрел «50/50» с Гордоном-Левиттом, и там есть момент, когда Сет Роген ловит наконец эту его подружку с другим парнем, и помните, она потом приходит к Гордон-Левитту, а он ей: «Проваливай на хер с моего крыльца!» Я так смеялся! «Проваливай, сука»! А потом девушка мне говорит: «Слушай, тебя, видимо, какая-то женщина сильно обидела, раз ты так на реагируешь». Да нет же, не обидела! Это кино! Эта героиня была сукой! Герой мне нравился, а она — нет, и я был счастлив — «проваливай на хер с моего крыльца!». Это не со мной случилось, а в кино. Но я среагировал.
Ди Каприо: То есть ты тоже пытаешься манипулировать человеческими эмоциями?
Тарантино: Ну да, но не так, как твой плантатор.
Ди Каприо: По-моему, френология, которой я занимаюсь в фильме, — это концентрация абсолютного зла. Действительно был такой безумный вид псевдонауки, когда люди пытались узнать механизмы работы мозга, чтобы манипулировать мотивациями, инстинктами, эмоциями. Что делали южные рабовладельцы до Гражданской войны? Использовали эту псевдонауку, чтобы доказывать существование разницы между черными и белыми. Как, например, мой персонаж думает, что он ученый, но не знает абсолютно ничего о настоящей науке и не понимает, какой бред несет.
Тарантино: Меня удивляет, что до сих пор приходится проговаривать это вслух: человечество не делится на англосаксов и людей второго сорта. Кое-кто об этом давно догадался. Уинстон Черчилль в 1947-м пытался укрепить позиции Британии в Индии, утверждая, что не надо гордиться своим англосаксонским превосходством. Лео дал мне одну книгу, она называлась «Негритянское чудовище» и была написана даже не в 1800-х, а примерно в 1904-м, как-то так. Я ее открыл и обнаружил термин, который раньше никогда не слышал: «эндемический человек». Для всей их философии эти слова были подтверждением того, что черные — это подлюди, а белые — высшая раса. И кому вообще может прийти в голову мысль, что черные произошли от Адама и Евы? По версии автора — никому. Знаете, на чем он основывался? На том, что использовал эти идиотские иллюстрации из Библии, где нарисованы белые люди. В качестве фотографического доказательства! То, что мы теперь понимаем, что все это полное дерьмо, — вот где по-настоящему серьезный прорыв для человечества.