Соловьев про «Одноклассников»
Выходят «Одноклассники» — новый фильм Сергея Соловьева, написанный в соавторстве со студенткой ВГИКа Софьей Карпуниной, она же играет главную роль. «Афиша» встретилась со сценаристкой и режиссером, но первая все интервью скромно молчала
Визажист: Алексей Молчанов
Стилист: Наталья Ганелина
От своего соавтора Cофьи Карпуниной Cергей Соловьев узнал о полезных свойствах лизергина и о том, что важные мысли необязательно додумывать до конца
— «Одноклассники» начались с того, что студентка Соня принесла вам новеллу в качестве курсовой, так ведь?
— Соня попросила назвать это новеллой, да? На самом деле это была фигня. Фигня, которая хотела прикинуться новеллой. Но я не мог понять, что в ней меня так зацепило. А потом до меня дошло. Про кинопрозу надо знать важную вещь: она всегда фигня. И плохие, и хорошие сценарии — все фигня. Но только за отдельными вещами стоит магия, а за другими — примитивный жлобский концепт. Я сейчас такой период переживаю — принципиального отказа от концептов, я уже наконцептился в жизни до отрыжки.
— Но вот ваш предыдущий фильм, так пока и не вышедшая «2-Асса-2», это не просто концепт, а суперконцепт.
— Ну, вторая «Асса» — это история про то, как один концепт съел другой. Там концепт на концепте концептом погоняет. А кончается история тем, что — в жопу вообще все концепты.
— И поэтому «Одноклассники» — такой принципиально наивный, антиконцептуальный, простой фильм?
— Соня вовремя подоспела со своей новеллой, да. Там, даже если бить тебя по голове, абсолютно невозможно было понять, к чему она вообще написана. Это было описание такого придурочного суицида. И была там замечательная придурь, которая меня заинтересовала, я понял, что тут есть что-то родственное мне. Сначала я пытался понять, разобраться, что происходит с этой девочкой, Соню даже много спрашивал, а потом решил — не нужно выяснять, что там с ней происходит, почему она вены режет. Нужно просто взять саму Соню. Если бы на ее месте была актриса — любая, даже хорошая, это была бы лажа. Я бы ее плеткой по ногам хлестал, а получилось бы все равно не пойми что. Она бы все время меня доставала: что это значит, а почему это так, а зачем она так себя ведет. А с Соней мы слова друг другу иногда на площадке не говорили.
— И все-таки, несмотря на то что история изначально была Сонина, кино-то получилось совершенно ваше, с очень узнаваемыми вашими героями.
— Ну я же не могу убить себя. Этот фильм мне вообще вот какую историю напомнил. Лев Николаевич Толстой получил полное собрание Пушкина. Открыл, как все умные люди, на последней странице и наткнулся на какую-то абракадабру, которая звучала как-то так: «Гости съезжались на дачу, баронесса Ф…», полторы страницы, ничего особенного. Он прочитал и задумался. Походил-походил, еще раз прочитал. А потом еще круче задумался. Потому что в этих строчках содержалась какая-то дикая энергетическая тайна. Он прочитал отрывок раз 500. Он был человек упорный, как и я. И наконец ему в голову пришла элементарная мысль: у этого отрывка есть какое-то начало и конец. Он прочитал текст 501-й раз и стал обдумывать начало. И в итоге из этого получился роман «Анна Каренина». Никакого отношения к Соне эта история не имеет. Она на Толстого не похожа, вообще почти двоечница. Но какое-то магическое содержание у ее страниц было. И механизмы у моей истории были такие же.
— А как вы вообще сценарий писали, сидели за столом и в четыре руки печатали?
— Знаете такой анекдот, который очень напоминает мне нашу с Соней работу: по ту сторону реки молодые мужики строили коровник. Работали споро и весело, получалась херня. Я все время боялся, что получится дикая херня. А работа у нас интересно складывалась. Я, например, читаю лекции в Нью-Йорке, а Соня мне присылает СМС: «Лизергин — великая трагедия человечества. Он (лизергин) сродни экстракту гавайской розы. Человек, который открыл это дело, юзал каждый день и дожил до 120 лет. Как вам это нравится?» Я ей прямо во время лекции отвечал: «Найди возможность и воткни в любое место в сценарии».
— Когда фильм смотришь, возникает ощущение какой-то поэтической легкости и вместе с тем — небрежности. Вам как будто какие-то вещи додумывать не хотелось.
— Знаете, когда мы его делали, у меня было ощущение, что я нахожусь в плену маразма. Полного маразма, но очень светлого и прекрасного. И я подумал, что-то мне это напоминает, какую-то работу я уже делал с таким ощущением, и, как ни странно, я вспомнил «Сто дней после детства». Не сюжет, нет, ничего похожего в фильмах нет, но вот чувство одинаковое. Это дети, с которыми происходит что-то такое, что они не могут сформулировать и не хотят формулировать. Они хотят резаться, уезжать, но не разбираться, разбираться они будут когда-нибудь потом. И я понял — это слабо умное кино. Но только именно в три слова — слабо, но умное, не тупое. У меня все в эту формулу уложилось. Не потому, что оно глупое, а потому, что да, неохота додумывать. Главное — сохранить ощущение, а не объяснить, к чему вообще это все. Мне мила эта картина тем, что я как будто выкинул мусор. Я знаю, что если задуматься, то можно такого было наснимать, но мне не хотелось задумываться.
— Возможно, потому там какие-то вещи очень в лоб сделаны. Весь первый акт про отцов и детей, где родители — это такие патологические монстры, которые ездят на лимузинах, пьют водку и орут песни, размахивая российскими флагами. Это правда так, наверное, но про это ведь можно было бы посложнее снять?
— Да, но только я себе запретил. Для меня было важно почти схематично показать, как вот эти монстры на лимузинах с золотыми статуэтками якобы хорошо понимают, что они хотят для своих детей. Но все, что они хотят передать своим детям, — это катастрофическая фигня. Ну, естественно, только если мечты самих детей не ограничиваются сталелитейным заводом и дорогим автомобилем.
24-летняя Софья Карпунина училась на экономиста, потом поступила во ВГИК в мастерскую Соловьева и Валерия Рубинчика. Киноновеллу про девушку, кончающую жизнь самоубийством, написала в качестве курсовой работы. Когда Соловьев попытался выяснить, зачем героиня режет себе вены, ответила: «От обиды», что и стало началом их совместной работы. Сейчас на четвертом курсе, снимает дипломный фильм
— В фильме есть два важных персонажа — герои Михаила Ефремова и Даниеля Ольбрыхского. Это ведь такие воины света у вас?
— Да, я долго не мог понять, чем меня занимают эти два идиота. Один вечно пьяный, другой псих, но потом понял: если есть какие-то хранители у молодого поколения, то это эти два придурка. И вообще их братья, их люди. Потому что родители, которые дарят золотые статуэтки, ничего, кроме суицида, вызвать не могут.
— Ну есть вот еще бабушка. Важный как раз культурологический персонаж, который обычно против родителей и на стороне детей.
— Да, бабушка, такой поэтический персонаж из мировой культуры, из Сэлинджера. Но только здесь получается, что бабушка — это тоже фуфло. Бабушка — е…нутая, простите. И на самом деле совсем не ласковый персонаж, потому что голова ее забита катастрофической херней — умер Сталин или все-таки жив и так далее. И внук смотрит на нее и думает: «Господи, какой же это кошмар». Так что в ней тоже никакой истины нет. А эту бабушку, кстати, мы с Соней встретили ночью в кафе «Жан-Жак», и это никакая не актриса.
— Ой, а мы ее там никогда не видели.
— Ну она поздно приходит, часа в три. Она именно такая, как в фильме, сидит по ночам в «Жан-Жаке» в шляпе и читает французский роман.
— Гоа, где происходит финальная треть фильма, — такая заезженная фактура, что в пошлость можно за три секунды скатиться. А вы прямо Вернера Херцога какого-то там даете.
— Мы много снимали документально, без всяких постановок. Ну и потом, моя слава там сыграла большую роль. Кто-то сказал, что Сергей Соловьев приехал доснимать «Ассу». И все русское население Гоа приехало и послушно бесплатно снималось во всех сценах.
— Важный момент — и для «Одноклассников», и для «Ассы-2», — что там есть свои и чужие. И между ними, конечно, война. Так вот в «Одноклассниках» показано, что можно от зла убежать, спрятаться и жить дальше, а в «Ассе-2» картина совсем мрачная. Там открытым текстом говорят, что тебя все равно догонят и убьют, ну или в лучшем случае переломают руки. Где все-таки правда, вы сами как думаете?
— Всех убьют, всех именно убьют. Но уйдут все ангелами. Когда я делал новый фильм, я понял, что единственное, почему эти герои могут победить, — это потому, что они не используют свой мозг. Они как-то совсем по-другому дышат и живут. И в силу этого поступки, которые они совершают, дают странную надежду. И они, может быть, выживут. А вот герои «Ассы» — они проиграли.
— Вот смотрите, есть Южная Корея, которая была полицейским государством примерно до того же момента, до которого полицейским государством были мы. И вот в 92-м у них заканчивается тоталитаризм и происходит невероятный взрыв в области кино.
— Да, корейские фильм чудесные, удивительные.
— Почему такого не случилось с нами? Почему у нас до сих пор посреди голого поля торчат три руки и вместо взрыва мы получили пшик?
— Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,
Лавки букинистов, летний кафетерий,
Споры о Шекспире и о Кальдероне
В городской квартире в Киевском районе.
Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?
Рано утром в Сене можно искупаться.
Вы себя погубите западной душою,
Заграницу любите — ох, нехорошо.
Мастера палитры, вы не виноваты,
Ох, космополиты — милые ребята.
Любите вы Брамса, нравится вам Врубель,
Так подайте рубль, дорогие братцы.
Это Шпаликов. Ответил я на ваш вопрос?