Путешествие на край ночи
В прокат выходит фильм «Темные начала: Золотой компас» — экранизация трилогии Филипа Пулмана, главный рождественский блокбастер, первая часть киноэпопеи «от создателей «Властелина Колец». «Афиша» составила краткий путеводитель по миру «Темных начал»
Голливудская студия New Line Cinema, осмелившаяся снять «Властелина Колец» и запустившая моду на многочастные детские киноэпопеи, запускает новую мегатрилогию — экранизацию цикла Филипа Пулмана «Темные начала». На момент подписания номера фильма никто не видел, и не факт, что стоит: режиссер в процессе работы менялся дважды, причем оба претендента — далеко не Питер Джексон, трейлер демонстрирует вылизанную на компьютере картинку а-ля «Лев, Колдунья и Волшебный шкаф», наличие в титрах Николь Кидман, Дэниела Крейга и Евы Грин тоже ничего не доказывает. Единственная гарантия успеха — первоисточник, трилогия Пулмана. В России книга практически неизвестна, в англосаксонском мире — феноменально популярна: в 2003-м она заняла третье место в списке любимых книг всех времен и народов по опросу зрителей Би-би-си (на первом был «Властелин Колец», «Гарри Поттер» оказался на пятом). «Темные начала» — это захватывающий квест, роман о путешествиях и приключениях и одновременно грандиозный трактат об устройстве Вселенной, основанный на квантовой физике и крайне еретической теологии. Пулман фактически создал анти-«Нарнию», где мир объясняется с позиций гностицизма, а то и чистого атеизма, если в этой Вселенной и есть бог, то он определенно не всемогущ и далеко не всеблаг. Мир первой книги трилогии — «Северное сияние» (в американской версии — «Золотой компас») — напоминает викторианскую Англию, но с легкими искажениями. Электричество здесь называется антарной энергией, а метро — Хтонической железной дорогой, вместо самолетов летают дирижабли, вокруг Солнца вращаются пять планет. Во второй книге выяснится, что это лишь один из параллельных миров (наш находится по соседству), в третьей части герои доберутся до загробного мира, закончится все натуральной оранжевой революцией в Царстве Небесном. Но это будет потом. А пока «Лира со своим Деймоном тихо двигалась по полутемному Залу, держась поближе к стене, чтобы их не увидели из Кухни».
Темные начала
«His dark materials» — цитата из поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай»: перемешанные и неоформленные стихии, из которых Творец создает все сущее, — «огня и воздуха, материков, морей в помине даже нет, но все они в правеществе зачаточно кишат». Пулман любит вспоминать слова Уильяма Блейка, написавшего однажды, что Мильтон «принял сторону Дьявола, сам не сознавая того», — надо полагать, Пулман примеряет эти слова и на себя.
Лира Белаква
Девочка-сирота, воспитанница Иордан-колледжа в Оксфорде. Случайно становится свидетелем отчета северной экспедиции, исследовавшей Пыль, а затем вместе с армией цыган (в мире «Темных начал» они кочуют на лодках каялах), бронированным медведем Йориком Бирнисоном и аэронавтом Лео Скорсби отправляется на Север спасать детей, украденных таинственными Жрецами. Умеет читать показания алетиометра. Ведьмы узнают в ней героиню древнего пророчества — «ей предназначено судьбой положить конец судьбе»; что означают эти слова, станет ясно лишь к концу третьей книги.
Деймон
Главное изобретение Пулмана — животное, в котором заключена душа человека. Связано с хозяином незримыми и неразрывными нитями, постоянно сопровождает его и разговаривает с ним. Как правило, принадлежит к противоположному по сравнению с хозяином полу. Для обитателей мира «Золотого компаса» деймон — нечто крайне важное, если не священное: чужих деймонов нельзя трогать, расставание с деймоном физически непереносимо, мысль о том, что у человека может вообще не быть деймона, вызывает животный ужас. Деймоны детей способны менять облик. По мере взросления деймон принимает окончательный вид животного, отражающего истинную натуру хозяина. Деймоны слуг — почти всегда собаки, деймон надменного и гордого лорда Азриэла (Дэниел Крейг) — снежный барс.
Магистериум
В мире Лиры последним римским папой был Иоанн Кальвин, после его смерти престол был упразднен, его место занял Магистериум — сложная система колледжей, судов, консультативных советов, которые контролируют все стороны жизни. Периодически под эгидой Магистериума возникают могущественные тайные организации — наподобие Жертвенного совета во главе с Марисой Колтер (Николь Кидман), который строит в северном местечке Больвангар детский концлагерь и ставит над детьми жестокие эксперименты, исследуя природу Пыли.
Пыль
Загадочная невидимая субстанция. Известна также как «частицы Русакова». Окружает всех людей (особенно взрослых) и предметы, созданные людьми. С точки зрения Магистериума — материальное воплощение первородного греха. Взрослые начинают притягивать Пыль в тот момент, когда их деймон принимает окончательный вид, когда невинность сменяется опытом. Как выясняется во втором томе, Пыль — элементарные частицы сознания, материя, сознающая сама себя. Сейчас Пулман пишет очередную книгу о Лире Белакве — «Книгу Пыли».
Алетиометр
Прибор для определения истины; золотой компас, где вместо делений — 36 таинственных знаков. Расшифровать показания можно с помощью Книги символов, которая хранится в аббатстве Святого Иоганна в Гейдельберге, некоторые особенно одаренные люди способны делать это интуитивно, одна из них — Лира Белаква.
Мариса Колтер
Глава Жертвенного совета — могущественного тайного ордена Магистериума. Ослепительно красива и жестока. Проводит бесчеловечные опыты над детьми. Мать Лиры Белаквы. Деймон Колтер — золотая обезьяна. Кстати, две главные актрисы в «Темных началах» похожи на своих прототипов с точностью до наоборот: героиня Евы Грин — блондинка с финской фамилией, волосы же Марисы Колтер, которую играет Николь Кидман, черны как смоль.
Ведьмы
Живут гораздо дольше, чем люди, — до 900 лет. Летают на ветках облачной сосны. В отличие от людей могут отдаляться от своих деймонов на значительное расстояние. Способны видеть параллельные миры. Разделены на противоборствующие кланы; королева северного клана — Серафина Пеккала (Ева Грин).
Панцербьерны
Бронированные белые медведи. Живут на Крайнем Севере. Служат наемниками у тех, кто больше заплатит. Самостоятельно выковывают доспехи из метеоритного железа. У панцербьернов нет деймонов, душа медведя — в его броне. Медведь-диссидент Йорек Бирнисон в фильме говорит голосом Яна МакКеллена, исполнителя роли Гэндальфа во «Властелине Колец». Кстати, Саруман — Кристофер Ли — тоже здесь: играет могущественного Лорда Бореала, любовника Марисы Колтер.