«Это мой первый фильм, где не пьют» Алексей Попогребский о фильме «Как я провел этим летом»
Выходит «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского — кино о полярных метеорологах, получившее на Берлинском фестивале три приза. Станислав Зельвенский поговорил с Попогребским про медведей, спирт и «новую волну»
С бородой Алексей Попогребский стал выглядеть чрезвычайно иконописно
— В кино что-то неизбежно теряется при переводе.
— Нет, у нас перевод тридцать три раза авторизованный, там все нормально.
— Я имею в виду в целом. Вот люди у вас Тарковского увидели.
— Да, если общий план, то сразу Тарковский… От этого никуда не деться, увы.
— А вы можете посмотреть свой фильм глазами иностранца?
— Мы когда фильм монтировали с Ваней Лебедевым, то ближе к концу начали делать какие-то тестовые просмотры на живых людях: берем знакомого, садимся рядом и смотрим. Это дико интересно и работает на сто процентов. Премьерный просмотр в Берлине — я чувствовал, что он был на четверку. Хорошо, но какая-то искра не высеклась.
— И как вы это чувствуете? На комедии понятно: смеются — не смеются.
— Это проникает внутрь, без всякой мистики. Сидишь рядом с человеком, который напряжен, — это очень заметно. На «Простых вещах», да, ржали на разных фестивалях. На «Коктебеле» в Берлине, например, ржали, а во Франции — вообще нет.
— По поводу «Коктебеля»: задним числом кажется, что он больше хлебниковский, чем ваш.
— Фиг его знает. Вообще, для меня нынешний фильм — какой-то синтез «Простых вещей» с «Коктебелем». Плюс товарищ Хичкок.
— Можно сказать, что это фильм о маскулинности?
— Для меня он про два различных способа сосуществования с миром. Дело не в маскулинности, а в том, что один герой, Гулыбин, — часть природы, у него даже взгляд немного медвежий. А другой — городской парень. Я смотрел на историю его глазами, пока писал. Но пока мы снимали, я все больше ощущал себя Гулыбиным.
— Бороду отрастили, да…
— Бороду отрастил, потому что там горячей воды не было и раз в неделю баня — просто сложно было. А потом жена посмотрела, сказала, ну чего, клево, пусть будет борода.
— А как вы там все не спились?
— Об этом не все знали, но у меня с собой было 20 литров спирта. Им очень хорошо ноги протирать, когда с мороза возвращаешься. Плюс у нас были наркомовские после каждого банного дня. А вообще треть группы была непьющая.
— И герои не пьют. Хотя казалось бы.
— Да, это мой первый фильм, где не пьют. И не курят.
— Неужели настоящие метеорологи не пьют?
— Как вам сказать. Там есть начальник станции, моего возраста парень и такой, в общем, крепкий мужик. Естественно, по праздникам они выпивают, больше ему и не надо. А есть два дизелиста, дизелист — это такая расходная категория, они все время сменяются, и вот они просто все уже в состоянии полураспада. Мне там не пилось вообще. От двух рюмок уже вата в голове.
— А вот эти цифры, которые они диктуют, — от них вообще зависит что-нибудь?
— Вообще, да. Прогноз погоды рассчитывается по статистике. Это показания в конкретной точке — потом они в центре наносятся на синоптические карты. И если эти точки начнут врать, будет полная чехарда. Другое дело, почему это до сих пор делается в ручном режиме, тогда как у фашистов, например, во Вторую мировую войну уже были автоматические метеостанции в Заполярье.
— Что за история про медведя?
— Я когда немного собой залюбовался под конец, сломался вездеход, и я с камерами заночевал за 15 километров от базы в охотничьем домике. И с утра пошел за водой на реку, метров семьсот. У меня был дробовик такой, чисто символический. Иду и думаю — а чего это я по сторонам не смотрю. Посмотрел — наперерез идут медведи. Медведица огромная и медвежата, каждый из которых с двух меня. От медведей, считается, нельзя бежать. Но я все-таки развернулся, зашел за холм. А они из-за холма выворачивают — практически как в фильме. Я побежал в домик, заперся и два часа ждал, пока придет моторная лодка и мне подскажут, ушли медведи или нет.
— Ушли?
— Да. Зато потом мы с Костомаровым там еще дней пять прожили, и нас осадил другой медведь. Вообще, взрослый медведь, когда он сытый, он на человека не пойдет, ему на фиг не нужно связываться. А когда голодный… Это, кстати, у Херцога в фильме «Человек-гризли» происходит.
— Смешно, конечно, что именно Херцог в этом году был главой жюри.
— Да, не говорите, у меня икота уже была каждый раз, когда я читал, что Херцогу должно понравиться. Думал: Вернер Херцог, не читай ты эту ерунду… Так вот, нас осадил медведь-беспредельщик. Самого мерзкого возраста, подросткового. Ночью лез в окошко. Пришлось факелами отгонять.
— А как там регулируются отношения с медведями?
— Как-как, это уголовное дело. Они занесены в Красную книгу. Надо собрать двадцать пять свидетелей, что он на тебя напал. Ну и вообще, не хочется портить мишку. Интересный зверь.
— В фильме, кстати, есть ощущение, что его отдельно подсняли.
— А вы хотели, чтобы они были в одном кадре? В фильме «В диких условиях» есть такой кадр, как к персонажу подходит огромный медведь гризли, и это был как раз тот план, когда я выпал из фильма. Сразу понятно, что за кадром дрессировщик идет. Вообще, у нас минут сорок съемок разных медведей. Данного конкретного я со вторым оператором, зайдя с тыла, немного подгонял в сторону камеры.
— Это был, видимо, сытый медведь.
— Да, он, когда уже подбежал к камере и увидел Костомарова, решил, что не хочет с ним связываться, и убежал в другую сторону.
На Чукотке московский режиссер привык к снегу, но отвык от скамеек
— Почти у всех, кто смотрел фильм, — у меня в том числе — есть некоторая проблема с мотивациями Павла.
— Вы сейчас про так называемую драматургию, да? Мне когда про это говорят, я спрашиваю: а вам своя мотивация по жизни всегда понятна? Мы привыкли, что в кино все разложено по полочкам, а мне интереснее, что, допустим, Морис Пиала делает в фильме «За наших любимых», когда Сандрин Боннэр то одна, то другая, то третья, и ты совершенно не знаешь почему — но это убедительно. Дело не в том, на что Павел решается или не решается. Если внимательно посмотреть, он делает ровно то, что ему сказали. Сказали: телеграмму передай. Он ее и положил на самое видное место.
— Насчет Пускепалиса — понятно, что у него бездна обаяния, и понятно, что ему где-то не хватает тупой актерской техники.
— Я не согласен. Кто-то — и их подавляющее, извините, большинство — настраивается на его волну, ну а кто-то выпадает.
— Ну вот адски сложный момент: как актеру сыграть узнавание того, что он там узнает. И вы там выбираете простейший для актера вариант.
— Да, это вопрос не к нему, а ко мне. Мы специально не снимали крупный план. Хотя, наверное, можно было подстраховаться и снять. Но умом понятно, а душой не хочется совершенно.
— А если б у вас Пачино был — вам бы не было интересно заставить его сыграть это?
— А я не люблю смотреть, как актер работает. Я больше верю в физику действия. А какие-то метаморфозы, машинерия… В жизни такой мимики не бывает. Человек может каменеть — и ты это чувствуешь, просто как рыба чувствует так называемой боковой линией присутствие другой рыбы.
— Вот эта пресловутая «новая волна», которой, кажется, нет…
— Есть-есть. У меня по итогам «Кинотавра»-2009 появилось ощущение, что она пошла. И тут же, видимо, сойдет на нет из-за финансирования. Будет новая система — и мне кажется, хобот прижмут как раз тем, кто был на «Кинотавре».
— Что вы думаете, Серебренников денег на новый фильм не найдет?
— Серебренников? А, «Короткое замыкание», ну это искусственно созданный альманах… Я говорю про Сигарева, Хлебникова, Прошкина, Хомерики. Я всегда открещивался от «новой волны», но здесь появилось ощущение общности. Может быть, неосознанной еще. Была французская «новая волна», но было и немецкое «новое кино», довольно разрозненное, они между собой-то мало общались. У нас похоже: каждый говорит своим голосом, и в каждом фильме есть точка боли. Боли, которая назревала под поверхностью, условно, роста ВВП.
— И сейчас все эти люди перестанут снимать?
— Будут снимать что-то заказное. Деньги будут распределяться через большие компании. Мы худо-бедно известны, как-то выкарабкаемся. Ну а будут ли новые?
— Ну а вот сериал «Школа».
— Германика — не показатель. Я не поверил во «Все умрут, а я останусь», поэтому не удивлен, что это стало новым телевизионным форматом.
— Я что хотел спросить. «Новая волна» состоит из довольно подозрительных, прямо скажем, личностей. А вы среди них — самый положительный. Вас награждают, вас маститые пожилые режиссеры хвалят. Есть негодяи, а есть хороший Попогребский.
— Если это так, меня это совершенно не радует. Но что я могу сделать? Начать делать что-то протестное, чтоб не казаться белым и пушистым? А так — да, действительно, меня не ругали с трибуны в Думе. Хотя после той истории я оживился — думал, все станет как-то бодрее.
— Все-таки хотелось, чтобы и вас поругали?
— Ну, условно говоря. Понимаете, я долго вынашиваю историю и снимаю небыстро. Делать что-то злободневное против кого-то — у меня никогда не будет такой возможности.
— Я скорее про эстетику. Она у вас бесконфликтная.
— Ну для меня русская классика — самая-самая важная вещь. И второе — я сын своего отца. Хотя отец умер в 1992 году, и я тогда ни сном ни духом не думал, что я буду снимать. Но то, что он делал, для меня очень ценно. Он писал производственные драмы — и мне приятно, когда его с огромной симпатией и уважением вспоминают Миндадзе, Смирнов. У него была программная статья — «Человек и его работа». И он там, в частности, писал, что полицейский фильм — это производственная драма. «Бумер» — это производственная драма. «Казино» Скорсезе — производственная драма. Человек взаимодействует с миром и с тем, что он делает, — для меня это дико интересно. Ларс фон Триер — он гений, но я каждый раз выпадаю из его фильмов, когда он начинает искусственно себе, а заодно и мне, выкручивать, как это называется…
— Яйца.
— Яйца, да. То есть дала мне природа какой-то голос — и я его как-то разрабатываю, развиваю. Но я с ним не выйду на сцену и голосом Баскова не спою или Паваротти. А если попытаюсь, получится кикс.