Wii U Инновационный планшет с Марио и зомби
Несколько дней назад в мире начались продажи новой приставки Nintendo Wii U (премьера в России — 21 декабря). Андрей Подшибякин провел с Wii U несколько часов и остался в смешанных чувствах.
Сначала диспозиция: нынешнее поколение приставок (Xbox 360, Playstation 3 и просто Wii, без U) задержалось уже неприлично долго — Xbox 360 неделю назад исполнилось семь лет, Wii на год младше. По меркам потребительской электроники это фантастически долгий срок: достаточно сказать, что самый первый айфон поступил в продажу в 2007 году — сейчас это полноценный антиквариат, продающийся на eBay с соответствующими наценками. Производителей приставок можно понять: каждый год обновлять модельный ряд безумно дорого и глупо; кроме того, как раз при жизни нынешнего поколения консолей случился упадок розницы и, наоборот, взлет цифровых продаж и бизнес-модели free-to-play, к чему ни Microsoft, ни Sony, ни Nintendo оказались не готовы. Грубо говоря, айпэд сегодня — игровая приставка в гораздо более полном смысле слова, чем, скажем, недавняя PS Vita.
Первой шагнуть в следующее поколение пока отважилась только Nintendo — собственно, конкуренты до сих пор официально отрицают существование следующих Xbox и Playstation. И Nintendo не была бы Nintendo, если бы не подошла к делу с выдумкой и фокусами. Wii U — инновационное устройство, явно сделанное в рамках большого тренда multi-screen gaming, то есть оккупирующее одновременно экран телевизора и экран специального планшета, посредством которого Wii U управляется. Это кривовато звучит, но, во-первых, неожиданно естественно работает (об этом ниже), а во-вторых, базируется на понятной логике потребительского поведения. За несколько лет планшет стал привычнее мобильного телефона, и встроить его, извините, форм-фактор в видеоигровую инфраструктуру — ход вполне понятный.
Не хочется останавливаться на технических характеристиках Wii U — про них написаны километры текстов в англоязычных техноблогах. С потребительской точки зрения это вполне адекватная приставка без особых претензий — то есть первые игры для Wii U выглядят примерно как последние игры на Xbox 360, что вполне понятно в рамках технологических циклов. Nintendo, впрочем, никогда не была про графику — скорее про трудноописуемые человеческими словами вещи вроде user experience. С экспириенсом здесь все неожиданно. Так, флагманская стартовая игра ZombiU сконструирована таким образом, что от телевизионного экрана нужно все время отрываться и смотреть на экранчик контроллера — его посредством взламываются замки, читаются важные записки и сортируется инвентарь. Все происходит в реальном времени, и на телевизор приходится нервно поглядывать: смерть в ZombiU перманентна; после нее еще предстоит отбивать пожитки у своего собственного кровожадного кадавра. В первые полчаса постоянно переключать внимание между экранами неудобно, дико и опасно — как писать СМС за рулем. Потом это начинает казаться самой естественной вещью в мире.
Еще один пример: футбольный симулятор FIFA 2013 для Wii U. Контроллер в нем используется, помимо прочего, как стратегический инструмент тренера: с его помощью проводятся замены, рисуется тактика и даже отслеживается психологическое состояние виртуальных игроков — особенно трогательно это выглядит в матче компьютерных «Анжи» и «Терека». Фактически в FIFA 13 на новой приставке можно играть, не глядя в телевизор, — так даже интереснее. Связанная с планшетным экраном активность, правда, стремительно жрет батарейки контроллера — их хватает на пять-шесть часов активной игры. У планшета Wii U есть еще как минимум одна гениальная функция: нажатием одной кнопки игру с телевизора можно, мм, передать прямо на экран контроллера. Это важно, когда кому-то из членов семьи нужно срочно посмотреть «Дом-2», а от игры оторваться нет возможности. Или, допустим, когда слипаются глаза, на улице ночь, но очень хочется допройти уровень New Super Mario Wii U в кровати перед сном.
Играть, кстати, пока не во что. Кроме упомянутых зомби и Марио, на старте в России вроде бы будут доступны Wii U-ремейки Batman: Arkham City (вышла больше года назад), Mass Effect 3 (меньше года назад) и Darksiders II (полгода назад), а также еще кое-что по мелочи. Все будущее приставки будет зависеть только от того, насколько изобретательно подойдут к вопросу разделения экранов. Подсказка: разработчики игр не любят быть изобретательными, если им не платят за это много денег. Пока трудно отделаться от ощущения, что Wii U — интересная идея со странной реализацией.
Впрочем, Nintendo любит и умеет выпускать быстрые итерационные версии своего железа (3DS, 3DS XL) и резко снижать розничную цену, когда это нужно. Сейчас, кажется, не нужно совсем: если верить предводителю американского подразделения Nintendo Реджи Филс-Эмею, Wii U уже в дефиците и только в Америке и только за первую неделю продалась в количестве почти полмиллиона экземпляров — это довольно много. И еще нельзя сомневаться в том, что за всем происходящим внимательно наблюдают в Sony и Microsoft — по-настоящему новое поколение приставок должно начаться в следующем году.