перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Курьезы Нью-«Москва»

В середине декабря книжный магазин «Москва» открывает новый филиал — на Воздвиженке, в «приемной Калинина»: всего 1000 кв. м — и всего 10–15 тысяч наименований вместо полусотни. Круглосуточно.

Архив

«В залах расставят кресла, присев в которые посетители смогут полистать книги, а сами издания будут представлены в непривычных для московского покупателя выкладках». «Весь ассортимент расставят не как обычно, по алфавиту, а по содержанию и издательствам. На территории магазина будет работать беспроводной интернет». «Новая философия книжного пространства. В первую очередь этот магазин будет интересен молодежи, хотя он останется универсальным и рассчитанным на всех. …Только избранные издания».

Притом что «Москва» давно уже не дешевая и в ней далеко не самый большой в городе ассортимент, «Москва» —  хорошее место, чтобы покупать книжки. Там есть нечто je ne sais quoi, две реально очень важные вещи. Первое — продавцы, которые либо знают, где стоит нужная тебе книга, либо выясняют это практически мгновенно: не надо идти в справочную на другой этаж, не надо плестись за шаркающей старушкой к единственному работающему в магазине компьютеру, к которому уже стоит очередь, а он «не грузится», не надо потом вместе с этой старушкой часами шарить по полкам — потому что в компьютере всего лишь написано, что книга в принципе есть в магазине, а где именно — не сказано.

Вторая важная вещь — в «Москве» логичная расстановка книг, там видна система — внутри которой книги расставляются не по обложкам серий, а по жанру, по алфавиту, по типу письма и так далее; логичная — это когда люди, которые занимаются сортировкой и классификацией книг, если не читают их, то хотя бы пролистывают, а не просто распихивают по щелям, как любые товары в любом супермаркете.

(Хотя и «Москва» неидеальна. Разумеется, книга «Жизнь после смерти» должна отправляться прямиком в «Эзотерику»; она и отправилась в «Москве». Бывают, однако, исключения — если товаровед понимает, кто такая Мэри Роуч, автор ЭТОЙ «Жизни после смерти», то он никогда, конечно, не сошлет эту книгу в «Эзотерику», а выставит ее там, где ей и место, — в нормальный «Научпоп». «Москва» это не отловила.)

Несмотря на прокол с Мэри Роуч, «Москва» — «умный» магазин; такой же умный, как «Фаланстер», — с поправкой на совершенно разные идеологии проектов, ясное дело.

Новая, на Воздвиженке, «Москва» — очень любопытный эксперимент: как большой книжный супермаркет сумеет отпочковать от себя «бутик», «лавочку», «маккафе». Наверняка туда экспортируют продавцов и технологии, но чем там будут торговать? Правильно: выбором.

Ведь почему так успешен проект «Москвы» — «книга месяца»: даже очень странные книги вдруг начинают отлично продаваться? Да потому, что кто-то (чья компетентость не подлежит сомнению) сделал за людей  (которые приходят в магазин и видят, что на обложке каждой книги написано «я самая главная за последние сто лет, не купите меня — будет всю жизнь потом мучиться») — выбор; и они, уже в благодарность за это, покупают книги именно в «Москве».

Десять тысяч наименований — примерно столько нужно для идеального книжного магазина; примерно столько за последние десять лет издано действительно хороших книг, которые доступны в бумажном виде; штука в том, чтобы правильно отобрать их.

Интересно, очень интересно, справятся ли они с этим.

В этом ведь трюк.

Ошибка в тексте
Отправить