перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Излечение когнитивных ран» Михаил Янович про научно-популярные сериалы Narr8

За последний месяц создатели едва ли не единственной в стране цифровой полки с интерактивными комиксами выпустили сразу четыре научно-популярных сериала. Речь в них идет о Фрейде, алкоголе, бактериях, рыцарях и многом другом. В дальнейшем научпопа в Narr8 будет только больше. Один из руководителей компании Михаил Янович рассказал «Афише», что все это значит.

Архив

 

Проект Narr8 известен больше своими анимированными комиксами для чтения на айпэде. Осенью, сразу после запуска приложение заняло первое место в развлекательном разделе русского апп-стора, зимой — американского. Весной у него вышла версия для андроидов. Техблоги помещают Narr8 в списки героических компаний, которые рвут всех в области дигитальных комиксов. При этом меньше говорят о том, что вместе с художественными историями на полки тут выкладывают научпоп, какой в России (и, вероятно, в мире) больше не делает никто. Ну, например, где еще вам расскажут и покажут, как эволюционировало нижнее белье рыцарей — а вот в наррейтовском сериале «Микро» («шорт-дринки в мире нон-фикшн») такое могут.

 

 

Кому-то все это напомнит учебники Apple или Inkling, кому-то передачи энтузиастов вроде Салмана Хана или братьев Грин. Но Narr8 про другое: речь идет о маленьких порциях знания, поданного в незанудной форме, напоминающей журнальные фичеры из будущего. К тому же на русском языке, на всех популярных мобильных платформах (Windows Phone уже в пути). Легко представить, как их читают и в дороге, чтоб чем-то себя занять, и в школе, чтобы стимулировать дальнейшие поиски. Сейчас там на полке семь таких сериалов про жизнь замечательных людей, изобретения, явления природы, исторические события и прочее. Новость, собственно, в том, что нон-фикшн составляет уже 30% контента в приложении, а его аудитория — 300 тысяч человек; причем большая часть научно-популярных сериалов вышла за последний месяц.

 

Михаил Янович

Руководитель научно-популярного отдела Narr8

Еще недавно Narr8 был в первую очередь про комиксы и выдуманные истории. По реакции аудитории мы поняли, что научно-популярное направление востребовано и у него есть свои фанаты. Поэтому сейчас можно говорить о принципиальном тематическом расширении Narr8. Теперь у нас выходят ежемесячно 12–16 эпизодов о невымышленном и познавательно-развлекательном. В один только июль умещаются и облаковедение, и биография человека, завещавшего похоронить себя в вазе (это про Зигмунда Фрейда), и популярная механика (небанальный эпизод о банальном, казалось бы, колесе). Будет еще больше: эпизоды про роботов и лягушек-древолазов, ненасильственный протест и Мартина Лютера Кинга, ПДД для Солнечной системы (почему на Марс можно стартовать только два раза в году, как приземлиться на Меркурий) и самый древний свет, родившийся вместе с Большим взрывом и присутствующий здесь вот прямо в этот момент.

Ролики на YouTube и Discovery ничуть не менее прекрасны, но они не интерактивны. К тому же наш нон-фикшн — это не про «Хочу все знать» или наращивание стерильной эрудиции. Мы берем какую-то завораживающую тему и стараемся с одной стороны уложиться в кофейную паузу, с другой — найти факты, врезающиеся в память, вплоть до самых экстравагантных: например, в юности Фрейд вскрыл сотни рыб в поисках их половых желез! Там, где возможна научная визуализация или инфографика, мы делаем ее со всей возможной скрупулезностью и задором. Мы показываем, как алкоголь воздействует на мозг или как солнечный ветер устремляется на Землю, захватывается магнитосферой и превращается в умопомрачительную цветомузыку.

Наши эпизоды — это, скорее, удовольствие и неагрессивное расширение осведомленности о невымышленном, но увлекающем, неожиданном и значимом. Знание нуждается не только в систематическом и исчерпывающем преподнесении (как у Салмана Хана), но и в евангелизации. Нужны тизеры, формирующие мотивацию и лояльность к образовательному контенту. Когда ученик уже соблазнен знанием, ему не страшен ни бездарный учитель, ни нехватка качественных учебников. Знаете, бывает физическая и социальная приобретенная беспомощность — после болезни, неурядиц. А бывает приобретенная незаинтересованность. Это когда подростка в рамках госстандарта приобщают к какой-то теме, а ему это кажется неинтересным и потом он живет с убеждением, что не стоит вступать в эту реку дважды. Мы как раз и создаем тизеры для реабилитации этих якобы скучных тем. Можно в шутку назвать это излечением когнитивных ран.

 

Над научпопом Narr8 работают около 40 собственных авторов, художников, аниматоров, программистов. При этом в приложение встроен редактор StoryBuilder, позволяющий каждому опубликовать свой сериал. В Narr8 говорят, что у них на модерации сейчас около тысячи пользовательских историй

 

Ошибка в тексте
Отправить