перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Московские букинисты «Академкнига», «Параграф», «Книжная лавка писателей» и другие

Несмотря на интернет и прочие обстоятельства, в Москве по-прежнему полно букинистических магазинов. «Афиша» выбрала 5 знаковых букинистов и выяснила, что в них происходит.

Архив
«Москва»

«Москва»

Самый крупный и, пожалуй, дорогой букинистический магазин города — зато здесь находится прак­тически все.

Светлана Федюкова, заведующая отделом антикварной книги: «Антикварно-букинистический отдел при «Москве» открылся в 1991 году, до этого в этом ­помещении был пункт книгообмена. Сдатчики книг к нам приходят разные: кто-то случайно, кто-то сдает книги годами — есть целая группа людей, живущих этим. Если какой-то книги нет, то мы принимаем заказ, а потом приходят сдатчики, просматривают списки и целенаправленно их ищут на книжных развалах, в других букинистических, выезжают в библиотеки. А заказы­вают книги люди самые разные — от студентов до пенсионеров. Есть, например, коллекционеры, которые собирают серию «Литературные памятники» — она выходила с 1948 года, и первые книги серии очень редко встречаются, люди порой ждут по несколько лет.

Как мы оцениваем книги? Ну, к примеру, если вы принесете дореволюционный сборник футуристической поэзии, то в каком состоянии он бы ни был, цена у него будет высока. Потому что футуристы очень ценятся и на Запад, кстати, отлично продаются. Поз­волить себе такую книжечку может только ­богатый человек.

 

[альтернативный текст для изображения]

В «Москве» антикварными считаются книги, изданные до 1930 года, хотя по ельцинскому закону таковой является любая книга возрастом от 50 лет и выше. На фотографии — первый в России учебник по математике, «Арифметика» Магницкого 1703 года издания. 1300000 рублей.

 

 

Коллекционеров сейчас много — среди ­актеров много, среди политиков, бизнесменов. Но люди не просто собирают дорогие книги, а вы­бирают определенную направленность — например, все первые сборники поэтов. А бывают и дру­гие клиенты: две недели назад к нам пришел мужчина, который построил загородный дом и решил собрать для него библиотеку. Закупил несколько собраний сочинений; книги он под­бирал по следующему принципу: вписывается ли книга в высоту полок».

Тверская, 8, (495) 796 94 14, м. Пушкинская, Тверская, Чеховская, пн-вс 10.00–22.00

«Параграф»

«Параграф»

Забавная лавка в углу подземного торгового центра на задворках Пятницкой — хорошие стеллажи с альбомами по советскому искусству, истории, ­низкие цены на советские собрания сочинений.

Алексей Логинов, директор: «Наш магазин существует около четырех лет, придумал его я. Работал шеф-поваром и параллельно постоянно собирал книги, очень любил в них рыться, заниматься ими, вращался в кол­лекционерских кругах. В какой-то момент книг стало слишком много, мне перепала неплохая ­библиотека, и я начал заниматься продажей и скупкой. Решил, что увлечение должно при­носить доход. А коллекционирую я серийные книги, научные, издательства «Мысль», напри­мер. Книги тех времен, когда они были дефи­цитом.

Есть тип клиентов, которые приходят по­стоянно и что-то ищут, ищут, ищут. Приходит, например, один одержимый автографами кол­лекционер. Он здесь нашел книжку какую-то из Серебряного века, изданную в Калуге мизерным тиражом, 100 экземпляров. Да еще и с автографом. Он очень удивился, хотя человек серьезный, у него много автографов известных людей той эпохи. А книгу эту нашли на помойке недалеко отсюда и нам принесли.

 

[альтернативный текст для изображения]

Оригинал переиздаваемой и по сей день Энциклопедии масонства 1915 года выпуска стоит в «Параграфе» 25000 р.

 

 

Сейчас есть спрос на детские книги: многие приходят и покупают из принципа старые, потому что иллюстрации в них намного лучше. Тогда рисовали вручную, а не так, как сейчас, — на компьютере. И текст был такой, каким он был на­писан изначально. А книги, издаваемые сейчас, часто адаптируют и переписывают. Например, «Колобок» так переделан, что детям даже сложно читать этот текст. Старые детские книги очень сейчас ценятся и страшно дорого стоят — они ­всегда хуже сохраняются, ведь с ними дети об­щались».

Пятницкая, 3/4, стр. 2, 8 926 785 11 00, ­м. Новокузнецкая, пн-пт 11.00–19.30, сб-вс 13.00–17.00

«Центральная книжная лавка писателей»

«Центральная книжная лавка писателей»

Два этажа в историческом месте: на первом — новые книги, на втором — букинист: собрания ­со­чинений, книги по искусству, гуманитарная ­ли­тература. Заправляет отделом Маргарита ­Лео­нидовна, которая знает, кажется, каждую ­книгу, издававшуюся до 1991 года.

Маргарита Тынтерова, товаровед: «До революции здесь находилась книжная лавка Вольфа, а сразу после революции ее переделали в «Книжную лавку писателей»: литераторы приходили сюда заказывать книги, которые обычным людям было не достать. Сюда же они приносили свои книги с подписями, а в определенные дни сами вставали за прилавок. Горький был постоянным посетителем, а Бердяев был пай­щиком лавки и работал в отделе философии.

У нас есть подшивка актов ревизий за пять­десят лет, когда проверяли все сданные в мага­зин коллекционерские библиотеки за определенный период. Искали недостатки, вот например: «В книге «Помощь голодным» найдены автографы врагов советской власти Троцкого, Чернова, Кускова, хотя книга и просмотрена цензором Горлита». Или вот: «Найдена книга с автографами белоэмигрантки Зинаиды Гиппиус».

Профессиональные воры к нам ходят и знают, что красть: каким-то образом из закрытого шкафа утащили два тома прижизненного издания собрания сочинений Лермонтова. А ес­ли книги не крадут, то аккуратно выдирают иллюстрации, гравюры, чтобы потом продать, — сейчас очень модно стало их на стены вешать. Ужас в том, что огромное количество книг сей­час выбрасывается на помойку. Даже бизнес есть такой: люди ищут на помойках книги — и находят ценнейшие экземпляры, с автогра­фами авторов!

 

[альтернативный текст для изображения]

Одна из самых ценных книг «Лавки» — «История западной литературы» 1910 года. 50000 р.

 

 

Антиквариата у нас немного, в основном советские издания. Советские альбомы по искусству идут нарасхват! Эрнст, к примеру, за ними часто приходит, он очень интересуется советскими художниками».

Кузнецкий Мост, 18/7, (495) 621 22 98, м. Кузнецкий Мост, пн-пт 10.00–20.00, сб-вс 12.00–19.00

«Академкнига»

«Академкнига»

Небольшой букинистический отдел при книжном Российской академии наук. Расположение обязывает: сюда ходят за специальной гуманитарной (в большей степени) и технической литературой.

Дмитрий Фокин, директор: «Типичная анекдотическая история: приходит покупатель, ищет классический учебник по фи­зике Ландсберга. Я предлагаю ему такой из на­шего отдела, но он покупает в соседнем отделе новый в три раза дороже. В этом основная проблема букинистического рынка: магазинов стало меньше, люди даже не подозревают, что можно старую книгу купить дешево. При советской власти в Москве было 20 магазинов. Существовал магазин медицинской книги, магазин книг на иностранных языках, у кого-то математики было побольше и поменьше истории, у кого-то — наоборот, но структура и ценообразование были одина­ковыми у всех. И туда ходили, поэтому человек знал, что любую книжку, которая есть на руках, он может купить в этих магазинах. В 1990-х часть магазинов закрылась, а часть переквалифицировалась на торговлю антикварными книжками, их всегда можно продать, они растут в цене в отличие от книг, которые изданы 10–20 лет назад.

Был у нас такой случай: приходит женщина и приносит две сумки книжек по математике. Отборные вещи, то, что все ищут, мечтают иметь. А по виду это была женщина за пятьдесят, похожая на дворничиху… Такое ощущение, что хозяева въехали в квартиру и попросили ее вывезти библиотеку. Мы поставили эти книги на комиссию за хорошие деньги и спросили, когда она в следующий раз принесет. А она сказала: «Знаете, никогда. У человека была большая библиотека, а я про вас узнала совершенно случайно и позд­но. Это последнее, что там было». «А куда все остальное дели?» — «Не знала, куда девать, и отнесла в пункт вторсырья на макулатуру». Судя по тому, что было в ее сумках, на вторсырье отправилась огромная, любовно подобранная библиотека.

 

[альтернативный текст для изображения]

Коллекционерами ценятся книги издательства «Наука» — как «Исследования по истории класса служилых земледельцев» Веселовского. 4000 р.

 

 

Букинистическим магазинам нужна государственная поддержка. Вот смотрите: проходит по телевизору передача какая-нибудь про Диккенса, и сразу несколько человек приходят и говорят: «Мне нужен Диккенс». Или недавно сразу три человека в один день неожиданно пришли за книгой Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса». Это узкоспециальная книга по истории. А с ним просто была передача по третьему каналу, и он очень доходчиво и интересно рассказал про эту книгу. Они оставили заказы, и мы все пожелания удовлетворили».

Вавилова, 55/7, (499) 125 30 38, м. Академическая, Ленинский проспект, пн-пт 10.00–20.00, сб 10.00–18.00

«Букинист»

«Букинист»

Букинистический магазин, каким он должен быть — с довоенными шкафами, прилавком и кассой. Торгуют, правда, тоже только довоенными книгами.

Людмила Семенова, товаровед: «Книжный магазин в этом здании существует еще с довоенного времени. Здание — это флигель от Дипломатической академии. До войны здесь располагалась контора троллейбусная, дальше помещение передали Москниге — сначала канцтовары продавались, потом учебники. И где-то в 1971 году появился букинист. После приватизации наш директор решил, что здесь будут продаваться книги только до 1940 года издания. Очень часто снимают кино в нашем магазине и возле него — потому что интерьер и внешний вид за 50 лет совсем не изменился. В сериале «Досье детектива Дубровского» с Караченцовым много чего в нашем магазине происходило.

При советской власти книги коллекциони­ровали такие люди! Допустим, собирали, только прижизненные издания Пушкина. Или литературу о Пушкине. Их интересовало все: обращали внимание на то, кто написал предисловие к этому изданию, послесловие, какие иллюстрации. А сейчас в основном покупают богатые люди, которым важны чисто внешние признаки: кра­сивое оформление, хороший переплет, сохранность — чтобы можно было поставить на полку. Покупают в подарок, когда у шефа уже все есть и непонятно, что дарить на корпоратив, часто просят подобрать нефтяникам что-нибудь по нефтедобыче, банкирам книги по банковскому делу. Известные люди заходят. В последнее время — Петросян. У него интересы связаны с профессией — он покупает старые журналы юмористические, дореволюционных юмористов: Аверченко, Измайлова. И книги по русской истории собирает.

 

[альтернативный текст для изображения]

Один из тридцати сохранившихся сборников поэзии Владимира Нарбута. С автографом. 150000 р.

 

 

Нам раньше такие экземпляры приносили! Была одна из рукописей «Москва — Петушки», отпечатанная на машинке, с пометками Венечки Ерофеева. Принес какой-то… Венечка пил, и, видимо, это был его товарищ-алкоголик. Когда мы спросили, какую сумму вы хотите получить, он ответил: «Ну не будем отходить от традиций — 3,62». Как бутылка водки стоила. И мы ему заплатили 362 доллара».

Остоженка, 53/2, стр. 4, (499) 246 84 31, м. Парк культуры, пн-чт 10.00–18.00, пт 10.00–14.00

Ошибка в тексте
Отправить