перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Москва, весна, блестит асфальт. И полное ощущение кошмара» Алексей Мизгирев о «Конвое», ужасах большого города и своем театральном дебюте

В прокат выходит «Конвой» Алексея Мизгирева. Главный герой — офицер, который пытается вернуть дезертира в часть и проводит сутки в кругах столичного ада. Третий фильм Мизгирева полон жутковатого гротеска: люди здесь встают после удара электрошокером в сердце, плюются камнями, кукарекают и грозят друг другу вареной рыбой. «Афиша» поговорила с режиссером о том, что нельзя бежать от реальности.

Архив

— Вы сняли три картины с тремя разными продюсерами.

— Как-то они отваливаются, бегут. На самом деле я очень верный, не люблю прыгать туда-сюда — группу всегда пытаюсь с одной картины перетащить на другую. Просто так получилось. Продюсер «Кремня» Сельянов не стал снимать «Бубен, барабан», попросил переделать сценарий так, как я не хотел. А Рубен Дишдишян сказал: «Что хочешь, то и делай». «Конвой» я тоже честно принес Рубену — но вы знаете, что с Рубеном стало (имеется в виду уход Дишдишяна из компании Central Partnership. – Прим. ред.). И тут появился Павел Лунгин, который сказал: «Ну что ты ходишь? Много денег я не найду, но кое-что у государства попрошу». Тогда кризис же был, «Бубен, барабан» вышел в пик кризиса, и было ощущение, что все как-то встало. Но Минкульт нам дал денег — всей нашей молодежи: Хомерики, Хлебникову, мне. Деньги пришли ровно два года назад, в хмурые ноябрьские дни, и мы сразу стали работать. Я хотел снимать на сходе зимы в весну — чтобы все таяло, много солнца, капель. Светлая картина. (Усмехается.)

— А мне показалось, что это путешествие по кругам ада. Это вообще характерный для вас образ: Москва как преисподняя.

— Разве это не так? Если выйти из прекрасного заведения, где мы сидим, и спуститься в переход на Арбате — там стоит милиционер, лежит бомж, гуляет пара наркодилеров. Первый раз меня это поразило, когда мы делали «Кремень». Дикие общежития для приезжих сняли прямо в центре, на задворках Садового. Шагнул в сторону — там какой-то завод, на котором делают быстрорастворимую лапшу. Люди жили прямо в цехах — огромные двери, 15-метровые потолки, три уровня нар. Охранники в черных майках с разбитыми рожами гавкают, травят, набрасываются на этих рабочих. А рабочие заходят в какой-то полутуалет, употребляют что-то наркотическое и стоят с потекшим лицом, прислонившись к стенке. Количество отчаяния в этом городе зашкаливает. Я делаю свои фильмы не из диссидентских соображений. Просто абсурд истребления человека человеком достиг такой концентрации, что нормальный человек не может этого не замечать.

 

 

«Я делаю свои фильмы не из диссидентских соображений»

 

 

Посмотрите, как люди стали жить, — местные, москвичи. Выбрали тропинку, по которой ходят, — вот этот магазин, вот это кафе, вот этот товарищ, вот этот день рождения — и не дай бог сбиться с нее. Телевизор не включают, в кино готовы ходить исключительно на фэнтези. Люди бегут даже не от реальности — от того, чтобы на нее реагировать. Вся жизнь превратилась в жизнь живота, прямой кишки и гениталий, и над всем царствует понятие комфорта. «Тебе комфортно с ним?» — спрашивают девушку подружки. На протяжении тысячелетий отношения мужчины и женщины описывались другими словами.

У нас цена человеческой жизни всегда была по-азиатски невелика. Потому прививка буржуазности дала совсем не европейский результат, когда ты насыщаешь себя, хорошо себя ведешь и свою доброту распространяешь на соседей. У нас буржуазность — это сожрать все вокруг себя и подгребать, подгребать, подгребать, делая себя центром мира, а остальных считая врагами. «Конвой» — об этом тупике человеческих отношений, а не о гастарбайтерах, продажных милиционерах или проститутках.

 

— К слову о фэнтези. Если раньше вы снимали реалистическое кино, то в «Конвое» действуют фактически два супергероя: одному невозможно сделать больно, другого — убить.

— Это называется художественная условность. Я рассказываю не о конкретном Васе, а о пути человеческой души на примере Васи. Нашей же публике подавай кино либо про Васю, либо про динозавра. На моем фильме публика сидит с перевернутыми лицами. На показе в Питере зрители натурально стали ругаться: «Вы ничего не поняли! — Нет, это вы не поняли!». Потом встала милая женщина и говорит: «Посмотрите, на мне белый шарф. Умоляю, хватит такое снимать. Нам нужно плацебо. Дайте надежду, я больше не могу!»

— Полно режиссеров, которые с удовольствием дадут надежду за хорошие государственные  деньги.

— Зрители им не верят — наше развлекательное кино слишком неубедительно и лживо. На самом деле люди хотят увидеть на экране действительность — проблема в том, что они хотят другую действительность. Я помню реакцию своей матери на фильм «Маленькая Вера», еще ребенком был. Она пришла и говорит: «Это все ужасно. Неужели мы именно так живем?»

 

 

««Тебе комфортно с ним?» На протяжении тысячелетий отношения мужчины и женщины описывались совсем другими словами»

 

 

— В «Конвое», на самом-то деле, нет ни одной кровавой сцены.

— Ни одного трупа из жестяного ящика не вытаскивают, это правда. Это было принципиально. Я не имею никакого отношения к чернухе. Чернуха — смирение с действительностью. Ни один из моих персонажей не готов с ней смириться — они как боевые кони, у них пар из ноздрей идет от того, как они готовы стоять до конца. В итоге их, возможно, жизнь ломает — но в этом нет никакого упадничества. Если они упали — их подбили. Мне еще про «Бубен, барабан» говорили: «У вас там все такое мрачное». Да там нет ни одного мусорного бачка, пьяного, наркомана. Библиотека, в которой сидит героиня, — в Москве таких чистых и красивых нет! Город аккуратный, интерьеры прилизанные, художник их подкрасил, автобус будто из фильмов по сценариям Шпаликова приехал. Так и в «Конвое» — Москва, весна, блестит политый асфальт. И полное ощущение кошмара.

Фильм — о том, что тотальное равнодушие, даже и к самому себе, ведет к тому, что все вокруг тебя будет вытоптано и твое горе лишь умножится. О том, что от реальности не нужно прятаться в айфон. Надо жить. И называть вещи своими именами.

Негода мне рассказывала: приезжаешь из своей Америки, заходишь в лифт, говоришь всем «здрасте». На тебя мрачно смотрят, молчат. Думаешь: ладно, дураки. В другом месте говоришь «здрасте!». Молчат. Думаешь: «Ну ладно, и я вам ничего больше не скажу». А на третий раз кто-то заходит, здоровается, и ты ловишь себя на том, что мрачно смотришь на него и думаешь: «Что ты, сука, «здрасте» говоришь?». «Здрасте» означает «я вижу тебя». Вот так просто. А люди в своей жестокости даже не видят друг друга. Взял нож, тыкал в пустоту — оказалось, там три трупа. У нас в «Конвое» был оператор-латыш. Он мне сказал: «Леш, я много где бывал — в Нью-Йорке, в Малайзии, там еще больше народу, чем здесь. Но никто в метро не ходит сквозь тебя».

— У вас два  героя — дезертир говорит «здрасте», конвоир не говорит. Первый в итоге проигрывает.

— А второй после этого начинает говорить «здрасте». Может, это моя романтическая наивность — но это картина о потере надежды и о том, как ее заново обрести. В разные годы язык нашего кино был разным: подмигивали, намекали, шептали, доверительно похлопывали по плечу, молчали в знак протеста. Сейчас это не работает — нужно потрясать эмоционально. Как палкой по затылку. «Конвой» — как короткий удар под дых: не продохнуть, как он быстро пролетает. И мне нравится, как на него люди реагируют. Очень правильно.

— Я бы сказала, он смущает и возмущает. Знакомый перед показом на «Кинотавре» стоял перед дверьми и, нервно смеясь, говорил: «Что, пришли посмотреть худший русский фильм года?»

— «Бубен, барабан» приняли благостно и ровно — и это было не то. А тут начали лаять. Мне это очень понравилось. Фильм продолжает работать даже на уровне неприятного осадка. Реакция соответствует картине.

— Вы сейчас дебютируете в театре — Кирилл Серебренников объявил, что на сцене обновленного «Гоголь-центра» вы будете ставить «Рокко и его братьев».

— Это исключительно его инициатива — он сам позвонил, рассказал, что придумал ставить не пьесы, а сценарии, и предложил мне Висконти. Мы давно дружим, он все время мне что-то предлагал, но я отказывался — где я и где театр? Я туда не хожу, не люблю его условность. Обучаясь во ВГИКе, мы ее из себя вытравляли. Но тут я подумал — ладно. В идеале сделаем в этом сезоне, нет — так следующей осенью. Никаких особых режиссерских идей у меня нет. Сейчас Миша Дурненков пишет некую адаптацию, играть, наверное, будут студенты Кирилла.

— У него хорошие студенты.

— Да, я их знаю, кое-кого даже снимал.

— Да-да, Артур Бесчастных играет в «Конвое» небольшую роль мента.

— Бесчастных — это футболист, а Артур — Бесчастный. Я считаю, что он похож на Венсана Касселя, а моя жена — что на Майкла Фассбендера.

— К слову о ментах — у вас в каждом фильме люди в форме. Почему? В герметичных маскулинных сообществах вроде милицейского или военного проще разыграть показательную историю?

— Я не питаю особой страсти к униформе — это всегда получалось случайно. «Кремень» был фильмом не о милицейском беспределе, а о пигмее, который попадает в общество неограниченных возможностей. Так вышло, что он открыл череду фильмов о ментах, которая в итоге нашла свое отражение в реальности стрельбой Евсюкова. И там чуть ли не сюжет «Кремня» — баба, полуприезжий, пистолет где-то случайно лежал… Я увидел — аж вздрогнул. И что теперь делать с этими криками: «Неправда, вы все выдумываете!»

А «Конвой» — о том, как конвоир проникся к дезертиру, но вернуть его по-тихому не получилось, — был идеальным для истории о потере равнодушия. Главное — увидеть людей за погонами, а дальше — не наврать. Это история не про уставные-неуставные отношения. Знаете, новорожденного, чтобы успокоить колики, прижимают животом к своему животу, чтобы тепло передать. Это называется «кожа-кожа». Так вот, «Конвой» — история о том, что человек человеку — «кожа-кожа».

Ошибка в тексте
Отправить