перейти на мобильную версию сайта
да
нет

После мая 5 фильмов про последствия революции 68 года

В прокат выходит фильм «Что-то в воздухе» Оливье Ассайяса — не самый лучший пример ностальгии по студенческим волнениям конца 60-х. «Афиша» решила подобрать пять картин на замену.

Архив

«Просто любовники» Филиппа Гарреля (2005)

None

Фильм Филиппа Гарреля, снятый вскоре после «Мечтателей» Бертолуччи, с их же костюмами, массовкой и одним из главных актеров — Луи Гаррелем, сыном режиссера. Фестивальный хит итальянца был набит подмигиваниями и эпатажем, «Любовники» же предложили в противовес практически идеальную стилизацию под новую волну — трехчасовое черно-белое и абсолютно свободное кино. В отличие от Бертолуччи, пропустившего все парижские волнения, Гаррель оказался в самом эпицентре и снимал все на камеру — пленку он впоследствии потерял, но по памяти воссоздал отснятый материал для центральной сцены фильма. Вышедшие в 2005 году «Любовники» произвели небольшой фурор в узких кругах, сильно ударили по голове новому поколению синефилов и снова вернули маргинального режиссера в центр внимания. Это было все то же автобиографическое кино, которого привыкли ждать от режиссера, но к теме революции 68-го и последующего разочарования в ней с такой легкостью и достоверностью никто не подходил ни до, ни после.   

 

«Страсти в мае» Луи Маля (1990)

None

К маю 68-го классик новой волны Луи Маль решил обратиться уже на закате карьеры; 90-е, казалось бы, не были периодом особой ностальгии по тому времени, но «Страсти» на деле оказались и не про революцию как таковую. Во многом они стали своеобразной подготовкой к финальному фильму режиссера — экранизации чеховского «Дяди Вани». В большом шато во французской провинции доживает свои последние дни мать большого семейства вместе с великовозрастным сыном — единственным, кто все эти годы провел с ней (Мишель Пикколи). Начало студенческих волнений совпадает со смертью матриарха, и в дом съезжаются многочисленные родственники — хоронить покойницу и делить имущество — пока в Париже и окрестностях начинает разгораться пламя революции. Восстания и забастовки для Маля являются здесь лишь фоном, на котором он одновременно едко и с нежной ностальгией вырисовывает всю нелепость французской буржуазии.

 

«Все в порядке» Жана-Люка Годара и Жана-Пьера Горена (1972)

None

Во многом финал самого политизированного периода творчества Годара, «Все в порядке», снятый вместе с Жаном-Пьером Гореном, одновременно стал и наиболее доступным фильмом данного этапа творчества режиссера. На главные роли авторы позвали двух звезд (Джейн Фонду, которая в то время совала нос во все, что было связано с политикой, и Ива Монтана — тоже ярого левака), визуальная эстетика явно отсылала к годаровскому «Уикенду», и в целом вся история подавалась как подведение итогов событий четырехлетней давности. Как ни странно, история про забастовку на фабрике сосисок, разыгранная в духе пьес Брехта, зрителей не то чтобы взбудоражила, и Годар после фильма уверенно шагнул в сторону еще более экспериментального кино.

 

«Улыбка без кота» Криса Маркера (1978)

None

Исчерпывающее киноэссе документалиста Криса Маркера — одновременно ностальгическое исследование (фильм был выпущен в конце 70-х и переделан режиссером в начале 90-х) и приговор майским событиям. На протяжении трех часов (в более ранней версии — четырех) автор пытается разобраться, почему левое восстание потерпело поражение, став лишь культурным символом без какого-либо реального содержания — кэрролловской «улыбкой без кота». Самое важное здесь, что Маркер помещает французскую революцию в контекст повсеместного крена влево, царившего в 60-х — от Кубы и Чехословакии до США, тем самым рисуя масштабное полотно о политической нестабильности середины прошлого века.

 

«Может ли диалектика разбивать кирпичи?» Рене Вьене (1973)

Ситуационистский фильм 73 года, главным отличием которого от собратьев по жанру (вроде «Общества спектакля» Ги Дебора) является абсолютно бесспорное чувство юмора. По идейному содержанию это традиционное для направления эссе про противостояние пролетариата и капитализма, но главное здесь в формальном решении — «Диалектика» представляет собой переозвученный кунг-фу-фильм «The Crush», чьи герои между битвами вдруг начинают спорить про социальное неравенство и классовую борьбу.

Ошибка в тексте
Отправить