Золото. Брильянты
В сегодняшнем Мариинском театре ценят драгоценности. Репертуарные богатства приумножаются благодаря восточному человеку Валерию Гергиеву – благо на то есть силы и средства. То есть таланты и поклонники. Над Мариинкой льются золотые дожди. Мариинка приглашает лучших режиссеров, художников и хореографов и может поражать мир уже не одной только легендой о доме Петипа, в котором русский балет родился и сложился. И из которого все лучшие – в том числе Георгий Баланчивадзе, будущий Джордж Баланчин, – сбежали, когда дом стал носить имя Кирова.
Напротив, творить можно здесь и сейчас, постепенно осваивая мировой балетный рынок. Путь открыт. Тем более что всегдашний конкурент, Большой театр, вечно чем-то парализован: то бездарным руководством, то перманентным ремонтом, то очередной, равносильной немилости, реформой сверху.
Сегодняшняя Мариинка убеждает тем, чем и должен убеждать имперский балет: готовностью пойти на коммерческий и творческий риск, чтобы позволить себе роскошь выглядеть как все, но при этом экзотичнее многих. У Мариинки есть «Спящая красавица» образца 1890 года, очищенная от позднейших наслоений и интерпретаций ценой невероятных усилий, а это роскошь беспрецедентная. Есть «Щелкунчик», разодетый Михаилом Шемякиным (последняя новинка Мариинки, уже прозванная в народе «шемякунчиком»), – экзотика, ради которой можно было отказаться даже от хореографии.
Но главная роскошь и самый большой коммерческий риск Мариинки – балеты Баланчина, над которыми не первый год трудятся театральные ювелиры. Именно потому, что Баланчин есть уже у всех, кроме нас.
Приезд Мариинки в Москву – вещь настолько же статусная для города, как и Баланчин для Мариинки. И в самой возможности этого приезда сошлось многое. И новый климат в Большом, на чьей сцене петербуржцы в последний раз танцевали несколько лет назад. И новые возможности приглашающей стороны – фестиваля «Золотая маска». Главные национальные премии самому Гергиеву, а также солистам его оперы и танцорам его балета, из года в год отправлялись в Петербург с оказией. Сегодня «Золотая маска» может позволить себе роскошь привезти и оперу, и балет, и самого дирижера в Москву. Первыми – еще до открытия фестиваля – на сцену Большого выйдут «рубины»: Диана Вишнева и Вячеслав Самодуров. И «брильянт» – Ульяна Лопаткина.