«Железная леди» Министр без портфеля
Сегодня в прокат выходит биография Маргарет Тэтчер «Железная леди», за главную роль в которой Мерил Стрип на днях неожиданно получила «Оскара».
Фотография: Film4
Трогательная старушка в платке покупает в супермаркете молоко и газету. Судя по заголовкам — 2008 год. Старушка ковыляет домой, завтракает с мужем. Через пару минут мы — ну некий идеальный зритель, проснувшийся в кинозале, — понимаем, что это британский премьер в
«Железная леди» построена по одной из самых популярных схем байопика — так же, как, например, свежий иствудовский фильм про Гувера: дряхлый герой вспоминает минувшие дни, прошлое и настоящее то и дело сменяют друг друга, порой поэтически наслаиваясь. В данном случае Тэтчер в глубокой старости занимает авторов (режиссершу ленты «Мамма миа!» Филлиду Ллойд и сценаристку «Стыда» Аби Морган) едва ли не больше, чем в активные годы; короткие флешбэки, где Тэтчер поначалу играет другая актриса, начинаются минуте на пятнадцатой и долгое время скорее поясняют нынешнее состояние героини, чем наоборот.
Тем временем стремительно проносятся полвека. Война, молодая Маргарет завороженно слушает отца-бакалейщика, видного деятеля у них в городке. Начинает политическую карьеру, сперва неудачно. Выходит замуж. Избирается в парламент. Становится министром образования. Потом премьером. Северная Ирландия. Налоги. Фолкленды. Разрыв с собственным окружением. Почетная пенсия.
Мерил Стрип с равным успехом играет женщину на 20 лет моложе и на 20 лет старше себя. Мерил Стрип играет прекрасно. Мерил Стрип играет. Мерил Стрип. Хотелось бы как-то максимально сократить эту столь очевидную информацию. Но чего уж там — это действительно выдающееся изображение старушки не старушкой. И в паре флешбэков у Стрип тоже есть мощные выходы: на сцене, где Тэтчер унижает своего заместителя во время заседания правительства, упадет сердце у каждого, кому не повезло в средней школе с учительницей.
В «Железной леди» есть, конечно, скользкий этический момент: Маргарет Тэтчер жива, живы ее дети, и в художественном осмыслении того, как конкретная живая женщина впадает в слабоумие и скучает по мужу, трудно не заметить как минимум некоторой дерзости.
Впрочем, это отчасти компенсируется полным отсутствием дерзости во всем остальном. Ясно, что Тэтчер — не просто британский премьер-министр, она — самый, наверное, страшный западноевропейский политик конца XX века. Из ненависти к ней, в которой рабочий класс удачно совпал с, так сказать, креативным, выросла половина британской литературы последних двадцати лет, и половина кинематографа. Это не «противоречивая», а крайне монолитная фигура, человек, олицетворяющий не столько даже определенную политическую позицию, сколько мировоззрение, и о котором возможны, кажется, только полярные мнения.
Авторы могли занять ту или иную сторону, могли попытаться оспорить миф, но они выбрали наихудший вариант: вообще воздержаться от каких-либо суждений, снять фильм так, словно их герой — какой-нибудь Жискар Д’Эстен.
Хуже того, они пошли по самому очевидному и самому идиотскому пути: сделали фундаментом фильма половую принадлежность премьер-министра. Ну как же — женщина. В мире мужчин. Добившаяся всего. Сколько броских кадров на этом можно построить (главный фетиш оператора — туфельки). Как легко все объяснить. Как ловко закруглить — в финале Тэтчер моет посуду, т.е. делает то, от чего всю жизнь бежала.
Это не просто пошловато и унизительно (для героини в первую очередь), это скучно. Если бы человечество делилось на мужчин и женщин, они до сих пор встречались бы только в столовой и спальне. Ну и вообще, Великобритания — последнее в мире место, где из появления еще одной женщины во властной верхушке стоить делать далеко идущие выводы.