перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Архив

Ирина Антонова работает в Музее им. А.С.Пушкина с 1945 года. Старейший директор главного музея города празднует юбилей и готовит самый необычный проект года

– Там на улице – огромная очередь на Линдберга. А таких очередей, как недавно на Моне, кажется, не было со времен «оттепели». Для вас это удивительно?

– И это не ностальгирующие старики на Моне стояли! А молодые люди. Я даже обсуждала это с Пиотровским. Думаю, причины две. Первая – публика уже достаточно выросла, чтобы увидеть в импрессионистах чудных художников, любящих природу, красивых женщин. Другая причина – разочарование во всех видах пластических искусств. Искусство последних 30-40 лет во многом выхолощенное, мертворожденное.

– Но в Неделе Уорхола вы поучаствовали.

– Его влияние на культуру, конечно, огромно, но само качество новаторства Уорхола все-таки было невысоким.

– А что вы думаете о современных дизайнерах? У вас дома есть что-либо из их вещей?

– Я живу очень просто: старая мебель, книжные шкафы, письменный стол. Больше ничего. Вот только не люблю испорченных вещей, мне важно, чтобы даже обыкновенный венский стул был в порядке, чтобы кран на кухне не тек и дверная ручка работала. Но я уважаю людей, которые выстраивают свой микромир из окружающих объектов.

– Вам в смысле окружающих объектов повезло больше всех…

– Это вы о музее? Да-да… Но я совершенно не могу представить картину великого мастера в своей комнате. Я бы не смогла с ней жить, к тому же музейная этика запрещает коллекционировать вещи. Вот напротив меня – голландский шкаф XVII века. Надо мной – французский гобелен XVI века. За этим столом работал Иван Владимирович Цветаев. Наверное, из-за этого украшать собственный дом мне и не хочется. Что бы я ни купила, все равно это окажется вторым рядом.

– В одном рейтинге самых преуспевающих женщин ваше имя стояло рядом с именем Мадонны. Как вам такое соседство?

– Почему бы и нет? Правда, сама Мадонна мне совсем не нравится. Если же речь идет о светских людях, то я как раз антисветский человек. Мой секретарь знает, что из ста приглашений я принимаю максимум три.

– Какие?

– От которых нельзя отказаться. Но это не я туда иду – это идет госпожа Музей. Недавно я даже отказалась от приглашения на прием, где была Катрин Денёв, – в «Метрополе» показывали какие-то украшения, черные бриллианты, если не ошибаюсь.

– Вы же прекрасно говорите по-французски. Вам совсем неинтересно было пообщаться с Денёв?

– На приемах не общаются. И Bosco di Ciliegi я тоже отказала. Я даже не смогла пойти на Славу Зайцева. А он мой товарищ. Нет, я не презентационный директор. Я директор – рабочая лошадь.

– Это правда, что вы отличный пловец?

– До войны моя семья несколько лет жила в Берлине. Меня учил плавать немецкий тренер – и не лишь бы как, а на профессиональном уровне. Я и на разновысотных брусьях занималась.

– Вы сказали о Зайцеве. А из иностранных модельеров кого любите?

– Шанель, конечно. И Коко Шанель, и современную. Это соответствует моему возрасту. Но я не очень этим увлекаюсь.

– А кого покупаете?

– Единственная одежда с известным именем, которую я могу надеть, – это Marks & Spencer. Знаете почему? Из-за размеров. У них это так хорошо продумано, что я даже могу заказать знакомым что-нибудь мне из Лондона привезти. Просто говорю: черная юбка, длина 59.

– Есть такой распространенный киносюжет – похищение из музея ценнейшей картины. У вас к таким фильмам существует специальное отношение?

– Даже когда я понимаю, что это просто кино, я испытываю ужас. Потому что не могу не проецировать это на реальность. Когда я узнала, что из музея в Урбино украли «Бичевание Христа», я рыдала. А я очень редко плачу. У нас в музее, кстати, снимали фильм «Возвращение «Святого Луки», он был основан на реальных событиях.

– Вы работаете в музее с того времени, когда здесь была выставка подарков Сталину. А с самим Сталиным были знакомы?

– Он никогда здесь не был. Я из всех наших руководителей общалась с Хрущевым и Брежневым. А больше всего – с Горбачевым.

– Вот вам и Питер Линдберг только что розы прислал. С кем вы еще сейчас дружите?

– С Башметом, Катей Максимовой, Владимиром Васильевым. Рейтинги забудут, приемы забудут, а вот их будут помнить. Василия Качалова в роли Брандта – вот это будут помнить. Потому что такие воспоминания – своего рода обладание высшей истиной.

Ошибка в тексте
Отправить