перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Горелов о советских хитах «Укрощение строптивого»

Архив

None
 

«Укрощение строптивого»

Италия, 1980. Реж. Франко Кастеллано, Джузеппе Мочча. В ролях Адриано Челентано, Орнелла Мути

Аудитория в СССР:

56 млн

Балованная принцесса стучится на ночь глядя к уединенному сычу, рассчитывая на дюжину перин с горошиной, чтоб вдосталь накривляться поутру. А ей дают ключ от чулана, лопату для навоза и пластмассовым ведром по кумполу — так обычно и начинается любовь большая и чистая. Битва полов, спроецированная на извечную распрю томной обедневшей аристократии с житейским хамством новых безродных денег. В детстве не приходило в голову, что у Стрекозы с Муравьем может образоваться вполне достойное потомство.

Закату дворянства и его вынужденным шашням с забогатевшим мужичьем посвящены тома большой литературы. «Вишневый сад» Чехова. «Бешеные деньги» Островского. Его же «Последняя жертва». «Леопард» Лампедузы. «Волшебное кольцо» Платонова. «Трамвай «Желание» Уильямса. С течением времени и перетоком литературы в лапы низших сословий (уже Чехов был далеко не из Рюриковичей) тема городской ломаки и хуторского чурбана переходила из разряда «подлой» драмы в назидательную комедию нравов. Своей притчей о тайном притяжении чистеньких к вульгарно-витальным Кастеллано и Мочча, кажется, закрыли тему: белой акации ничуть не помешает привой матерого дичка. Сама акация вон вздыхает и ерзает.

Так вместо мраморной Галатеи с ее мнимой жертвой в центр перемещается победивший бирюк — стародум, ругатель и хват. Дальняя родня чеховскому «медведю», он говорит твердое и последнее «нет»: панибратству, технике, политесу, шоу-бизнесу, психоделикам, тупой бурлескной комедии и бабской блажи. « — Меня зовут Лиза. — Это не ваша вина. — Я могу простудиться. — Я тоже. Вода для всех мокрая». Все на свете он умеет делать сам бля, один бля, а в случаях, когда это затруднительно по физиологическим причинам, — рубит в полночь дрова. Когда все дрова в округе порублены, придется отступить — но только на одном участке фронта. Ритмичное коловращение тазом в состязании с прессом по давле винограда будет стоять перед глазами совграждан через много десятилетий после того, как они перестали быть совгражданами. Удар ведром в глаз задравшейся Лизе останется недосягаемой мечтой тысяч битых мужей.

Рыдания над участью падающих клоунов и понимающий хохот при виде сверзившейся с лестницы коханочки — эталон отшельнического простодушия. В теннис играет со стенкой, в шахматы — с лохматенцией-псом, заезжих фиф будит из кувшина и утирает слезки подолом их вечерних платьев. Искренний мужлан всегда был великой русской мечтой, не зря здесь так полюбили слесаря Гошу. Притом если в традиционалистских кинематографиях кульминацией семейного мира становилась прилюдная порка строптивицы вожжой или старой галошей (см. «Воспоминания» Иржи Менцеля или «МакЛинтока» с Джоном Уэйном), Челентано, сын довольно вульгарной низовой культуры, проявил чудеса воспитанности, ограничившись вывозом кровати с неодетой любушкой на тракторе на деревенскую площадь. «От такого рóмана вся роща переломана» — говорят русские. И начинают запасать свадебные подарки.

Ошибка в тексте
Отправить