«Хоббит» в 48fps Галлюцинация, телеспекталь, будущее кино или просто бизнес?
Вместе с мировой премьерой «Хоббита» состоялся дебют технологии киносъемок с повышенной частотой кадров (high frame rate). Фильм, снятый и показанный по этой технологии, настолько реалистичен, что некоторых тошнит, а кинокритики вспоминают поэта Кольриджа.
Список российских кинотеатров, где показывают «Хоббита» в формате HFR, находится здесь.
Если фильм в формате 3D сравнивают с окном в реальность, то фильм с повышенной частотой кадров — с тем, как если бы из этого окна вынули стекло. Судя по отзывам, кристальная ясность изображения в «Хоббите» относится в равной степени и к горам на горизонте, и к кудрям Бильбо, и к сверканию мелькающих на экране мечей. Технически эффект достигается удвоением количества кадров во время съемки: с 24 до 48 в секунду. То есть кадров больше, видеоряд плотнее — в итоге размытости, типичной для кинематографической картинки, почти нет. Такая повышенная частота вполне отвечает человеческой способности воспринимать реальность: как пишут исследователи, мозг способен фиксировать в среднем 40 фрагментов реальности за секунду; бывают, правда, исключения — буддийские монахи, люди в момент автомобильной аварии и, по всей видимости, Майкл Бэй.
Что-то похожее все уже давно видят в телевизоре (и в интернете), где за секунду показывают
Трейлер «Хоббита» с удвоенной на компьютере частотой кадров. Говорят, что в кинотеатре изображение выглядит еще реалистичнее, к тому же там его показывают в 3D
Другое дело, зачем все это надо. Питер Джексон любит говорить о том, что технологически кинематограф застрял в 1927 году, когда появился звук. Тогда индустрия перешла с 16 на 24 кадра в секунду — оптимальное сочетание, позволившее синхронизировать видеоряд с аудиозаписью, терпимо передать плавность движений на экране, а главное — сэкономить на дорогой
Между тем большинству критиков выскочастотный «Хоббит» не понравился, поскольку напоминает галлюцинацию, пластик и телеспектакль — вот большая подборка самых разных толкований в блоге Vulture. С одной стороны, технологию 3D встречали примерно так же. С другой — фильм 3D, в отличие от HFR, не притворяется реальностью, зритель понимает всю условность происходящего. В связи с этим сверхреалистичному кино предсказывают примерно ту же реакцию публики, какую вызывают андроиды, зомби и эффект «Зловещей долины»: отвращение и враждебность по отношению к слишком хорошей имитации. То есть одно дело смотреть футбол и репортаж, совсем иное — впустить в окно настоящих носастых карликов. И привычка не спасет ситуацию: зрители не привыкнут, потому что нуждаются в осознанной иллюзии правдоподобия, и в кино эту иллюзию дает низкая частота смены кадров, то есть сравнительно плохое качество изображения (если что, все это корявые цитаты на тему из блога movieline.com, где, в свою очередь, цитируют Кольриджа и его, простите, «suspension of disbelief»).
Есть, разумеется, и менее удивительные прогнозы. Цена билетов на сеансы с высокой кадровой частотой будет выше, чем на сеансы просто в 3D. В прокат еще раз выйдет «Титаник», на этот раз — сверхчеткий. На порносайтах тоже запустят новую линию продукции. В Москве, по словам представителя «Каро Премьер», «Хоббита» показывают в форматах 3D и 2D, но пока, увы, без HFR.
Фрагменты первого «Аватара», конвертированные любителями в видео с частотой 60 кадров в секунду. Приблизительно так будут выглядеть все следующие серии «Аватара», которые Джеймс Камерон обещал выпускать в формате HFR 3D