перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: «Арт Москва»

22 — 26 сентября

Архив

XIV Международная художественная ­ярмарка «Арт Москва»

Уже четырнадцатая по счету, что тут еще сказать
Возможно, что единственная живая ярмарка современного искусства тоже подустала от рутины; во всяком случае, итоговый список участников не без скандальности: в ярмарке не участвуют «Риджина», Гари ­Татинцян и GMG (видимо, поэтому нашлось место трем петербургским галереям, в качестве участников прежде даже не рассматривавшимся, — Anna Nova, Галерее Марины Гисич и AL Gallery). Ханс Кноль торгует высокоэстетичным Тони Крэггом и грубо-циничным Александром Бренером (любопытно будет повидать последнего); у Екатерины Ираги славный подбор младоконцептуалистов — от Пепперштейна до Ивана Разумова; Николя фон Зенгер везет гламурного Терри Роджерса; Гельман сосредоточится на «Синих носах»; в остальном — как всегда. Притомиться и правда нетрудно.

 

Премия Кандинского. Выставка номинантов

Лучшие художники страны за прошлый год
Приуроченная к «Арт Москве» выставка номинантов на самую дорогую премию в отечественном современном искусстве в смысле товарной упакованности и некой, если можно так выразиться, второсортности — чтобы особо не выпендриваться, но и чтобы марку не терять, — наверное, не будет особо отличать­ся от самой ярмарки этажом ниже. Явные слабые места (живопись Дмитрия Грецкого или инсталляции дуэта Кулешов — Иванов, к примеру) допущены, кажется, лишь только чтобы создать ощущение разнообразия, — мол, и такое у нас бывает; заслуженные завсегдатаи мероприятия вроде Петра Белого, Игоря Мухина, Павла Пепперштейна или тех же «Синих носов» вносят в общее впечатление тон респектабельной, благополучной, но слишком уж предска­зуемой скуки; нет — определенно никакой разницы с ярмаркой, разве что места у художников больше.

 

Techno Russia

Русские новые медиа за последние двадцать лет
Арт-директор нынешней «Арт Москвы» Кристина Штейнбрехер предложила тему — «Медиализация» (бог знает, что это такое, — гибрид «глобализации» и «медиа»; на специальной конференции 23–25 сентября будут разбираться). Антонио Джеуза, куратор разных видеопроектов последних лет, на тему «медиализации» собрал пять видео- и не видеоработ, начиная двадцатилетней давности «Коллективны­ми действиями» и заканчивая прошлогодним Владимиром Логутовым. Среди прочего анонсируется, например, следующее: «Работа группы Electroboutique «Out of Control» предлагает зрителю взять молоток и расколотить телевизор, который показывает то, что перед ним находится», — наконец-то; почему только эту работу «Электробутика», один вопрос.

 

Оксана Булгакова «Фабрика жестов. Язык тела в кино»

Дайджест одного исследования пластического и символического киноязыка
Философ Бибихин как-то заметил по поводу классического стотомного собрания сочинений кого бы то ни было (Толстой, Ницше, Хайдеггер), что если постоянно что-нибудь писать, к концу жизни сто томов обязательно напишешь. В отношении киноведа, профессора Стенфордского университета Оксаны Булгаковой эта мысль справедлива в том смысле, что если ты все время смотришь и смотришь кино, то на один фильм готовых кадриков в момент наберется. Мощная штука, семиканальная проекция, представляет собой, по сути, приложение к книге Булгаковой «Фабрика жестов», вышедшей пять лет назад, где одно оглавление обещало роскошную феноменологию (главы именовались вроде «Согнутая спина и метафора угнетения», «Иностранное тело. Американское — советское» или «Физиологический герой. Чавканье, харканье, почесывание, рыгание»).

 

Музей Folkwang (Эссен, Германия)

Самый прекрасный музей мира
Про музей Folkwang первым делом обычно вспоминают, что Пол Дж.Сакс, человек, практически придумавший музейную систему современного искусства, похвалил Folkwang, назвав его «превосходнейшим музеем во всем мире». Крупнейшее собрание авангарда, протоавангарда, постимпрессионизма и немецкого экспрессионизма — не только в Рурской области, но и вообще в Европе, — разумеется, испытывало известные проблемы при нацистах, лишившись своих Сезаннов, Браков и Деренов; потом союзники чуть не стерли Эссен с лица земли — зато теперь у музея все как никогда о’кей. Музей привозил в Москву прошлой осенью Ателье ван Лисхаута, весной поучаствовал в Фотобиеннале, а сейчас представляет три проекта, связанных с темой «Медиа­лизация», — три виртуальных выставки: «Самый прекрасный музей мира» (алаверды Саксу и ре­конструкция музейного собрания по состоянию на 1932 год); «Рождение звезды» (фотографии Лейбовиц, Аведона и пр., снимавших Пресли, «Битлз», «Роллинг Стоунз» и т.д.); «Взламывая город» (отчет музея о работе с художниками, так или иначе участвующими в исследовании городского пространства — путем провокационных анархистских жестов или работы с волонтерами-медбратьями, к примеру).

 

«Недалекое — близкое». Выпускники Института проблем современного искусства

Еще одно обнадеживающее поколение
С Институтом проблем современного искусства одна проблема — он один. Выпускники ИПСИ с конца 90-х регулярно подпитывают культурный субстрат; но всегда ведь хочется большего, нет? Кажется, это первое крупное выступление нового по­коления; выставке предпослан текст, оперирующий именами Хайдеггера и Пятигорского, фразами типа «машинерия образов» и «шаткие мостки психоанализа», — конечно, едва ли стоит доверять словам «пластичная самость» как обещанию запустить-таки «машинерию образов» и делать собственно изобразительное искусство, а не перепрелый концептуализм; однако насколько все-таки они, это новое поколение, далекие или недалекие, можно будет ­убедиться только самолично на антресоли ЦДХ.

Ошибка в тексте
Отправить