перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Гаррос–Евдокимов, писатели

Архив

Премия «Национальный бестселлер» наиболее ощутимо влияет на продажи книг: тиражи Леонида Юзефовича и Александра Проханова взлетели сразу после вручения им «Нацбеста». В 2003 году премия досталась журналистам рижской газеты «Час» Александру Гарросу и Алексею Евдокимову за «[Голово]ломку» – роман о банковском служащем, истребляющем начальников, бандитов, полицейских и национал-большевиков.

– История про войну в банке REX – реальная?    

Г: В Латвии есть такой банк «Парекс». Он известен всем и каждому. Но мы не пишем про конкретное место. И никогда не работали в банке. Мы не Юлия Латынина, мы не разбираемся в том, как пилят кредиты и воротят офшоры. Мы хотели вызвать цепляющие хулиганские ассоциации.

– А как в «Парексе» отреагировали на роман?

Г: В эфире НТВ их директор сказал, что прочел две страницы и что это ужасно. Книга написана, как он выразился, для людей, зарабатывающих физическим трудом.

– По книге кажется, что ваш герой Вадим завидует чужому благосостоянию.

Е: Да нет – герой искренне не понимает, откуда эти люди взялись, за счет чего существуют.

Г: Откуда они взялись в Латвии? Страна ведь очень маленькая, и экономические механизмы, которые способствуют появлению upper-middle класса, неясны. Ни промышленности, ни ископаемых. В России можно хотя бы газ и нефть качать за рубеж, а в Латвии этого нет. Тем не менее количество богатых увеличивается в геометрической прогрессии. Мистика какая-то.

– Вадим идет по городу, убивает всех, на кого зол, а потом с двумя девушками улетает на Таити – и все. Это для вас и есть свобода?

Е: Нет, его свобода на самом деле оказывается зависимостью еще более глубокого порядка. Человек превращается в персонажа компьютерной игры.

– А сами вы в компьютерные игры играете?

Г: Одно время играли в стрелялки, но в какой-то момент надоело.

– Где играли? В редакции или дома?

Е: На работе, в редакции, причем активно, вдумчиво и подолгу. Поскольку компьютеры у нас стоят старые и крутых, навороченных стрелялок они не тянут, мы играли в самые древние, простейшие. Любимой нашей игрой был Duke Nukem – ввиду его цинично-стебной кровавости.

– Откуда, кстати, вы знаете, с каким звуком лопается голова и тяжело ли таскать трупы? У вас все это описано очень правдоподобно.

Е: У меня сестра училась на юриста, я брал у нее учебник.

– А армейские издевательства – «баночка», «лось», «рукоход»?

Е: Один мой друг служил в Североморске. То, что творится на флоте, – чудовищно. Друг рассказывал, что в какой-то момент на Северном флоте было такое количество самоубийств, что заволновалось самое высокое флотское начальство. Объявили месячник по борьбе с самоубийствами, и в день объявления в Североморске повесились три человека.

– А в вашей жизни много насилия? Деретесь?

Г: Идешь домой, к тебе подходят и говорят: «Лопатник давай». Если силы равны – можно и в глаз. Но мы же не шварценеггеры – если их много, обычно даешь в глаз и убегаешь.

– У русских людей в Латвии есть проблемы?

Г: Российские медиа их преувеличивают. Самая реальная проблема сейчас – наши власти пытаются задавить русскую среднюю школу. Среднее образование на русском после 2004 года получить будет невозможно.

– Слова «пэдэ», «голубец» – это рижский жаргон?

Е: Да. И «фейс» употребляем, и все остальное. А у латышей – у них вообще очень смешно. У них русский мат с латышскими окончаниями – слово «х…йс», к примеру, я слышал, и не раз.

– Переезжать не собираетесь?

Е: Собираемся – в Питер. Москва – город, конечно, великий. Но в Питере нет московской злокачественной самоуверенности.

– Как вы, кстати, познакомились?

Г: В гуманитарном лицее в восьмом классе. Сначала просто так болтались, потом стали комиксы рисовать, фантастику. Нам было по 14 лет, мы пересмотрели кучу гонконгских боевиков, фантастики и прочей муры.

– Как издать книгу в России?

Е: Идешь в первое, второе, третье, пятое, двадцать пятое издательство, тебя заворачивают везде. Нас завернули в семи или восьми. Стогов Илья говорил, что его текст завернули вообще в 14 издательствах. Но мы, кстати, Стогова не любим. В нем слишком много прямого нелитературного нарциссизма. Я совершенно не понимаю, почему мне должно быть интересно читать о череде авторских пьянок.

– Кого тогда признаете?

Г: Мы на самом деле были уверены, что «Нацбест» получит Дима Быков за «Орфографию». Я у него в 93-м интервью брал – мы теперь с ним дружим.

Е: У Быкова вообще классно брать интервью: приходишь к нему с бутылкой, ставишь под нос диктофон – и вопросов можешь вообще не задавать.

– А что с деньгами собираетесь делать?

Г: Пока их стало только меньше. Мы пока только мотаемся, говорим, устраиваем презентации и чувствуем себя идиотами, потому что привыкли быть по другую сторону диктофона.

Ошибка в тексте
Отправить