перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги-2011 Состояние игровой прессы

Журналы закрываются один за другим, онлайн растет, в целом картина по-прежнему печальная.

Архив

Вполне возможно, что 119-й номер «Лучших компьютерных игр» станет последним в истории журнала. Большой трагедией для редакции это не стало: авторы «ЛКИ» теперь работают на портале «Игромания.ру»

События буквально нескольких последних дней: отправился в «бессрочный отпуск» (все, конечно, понимают, что обычно называют такими словами) журнал «Лучшие компьютерные игры», туда же сгинул журнал «PC игры». Зато «Рамблер-Игры» купил у «Вымпелкома» игровой портал ag.ru с Kanobu Network.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация выглядит так: в живых осталось два специализированных издания про игры — «Страна игр» (издательство Gameland) и «Игромания» (ИД «ТехноМир»); журнал «Навигатор игрового мира» вроде бы формально жив, но выходит со странной периодичностью — и есть вообще большие сомнения, что его читает кто-то, кроме его собственных авторов.

В интернете все интереснее: помимо упомянутых ag.ru и Kanobu есть еще совсем недавно запущенный gmbox.ru — входящий, на минуточку, в холдинг ВГТРК. Все три, что называется, контентно-ориентированные порталы; все три очевидно делались с большой оглядкой на англоязычные ign.com и Gamespot. То есть, кажется, ура и наконец-то: уже несколько лет накаркиваемая всей индустрией смерть печатной прессы произошла, а интернет растет и крепчает.

На самом деле, конечно, все не совсем так — особенно в России. Дело в том, что последние полтора десятка лет про игры здесь пишут одни и те же люди — постоянно и хаотически перемещавшиеся из журнала в журнал, а теперь ринувшиеся онлайн. На самом деле это естественное положение вещей для узкоспециализированных медиа, но с играми все интереснее.

Во-первых, нужно кое-что понимать про целевую аудиторию. В России играют много, но предпочитают делать это на ПК, а сами игры воровать в торрентах — что понятным образом ограничивает и рекламные контакты журналов, и, собственно, круг тем: все интересное давно уже происходит даже не на приставках, а на мобильных устройствах, на которые у дорогих читателей en masse нет денег. Собственно, единственным мультиплатформенным изданием в России всегда была «Страна игр» — она по итогу и уцелела. Как только читатель вырастал из предлагаемого ему формата обсуждения, большого выбора у него не было: только интернет, причем англоязычный.

Во-вторых, с учетом всех обстоятельств писателям про игры было некуда и незачем расти: они умеют обслуживать только одну — не самую взыскательную — аудиторию, и со сменой бумажных страниц на электронные символы ситуация изменилась не сильно — достаточно почитать пользовательские комментарии на любом из местных игровых порталов.

Нельзя не заметить, что причастные осознают эту проблему: вокруг британского журнала EDGE, который именно что без глупостей и для взрослых, в России давно уже сформировался карго-культ — правда, дальше кражи дизайн-макета и лицензирования переводных материалов дело никогда не заходило.

В итоге получается, что в России большие сайты про игры конкурируют не с увядающими журналами и не друг с другом, а с англоязычными монстрами — причем даже не с умным Eurogamer и не с изобретательным Kotaku. Инструменты для этого выбираются соответствующие: онлайн-трансляции важных игр в день премьеры, блоги экспертов (которых полтора человека на всю индустрию, причем одних и тех же за последние десять лет) и видеорецензии для тех, кому лень читать.

Про всю ситуацию можно — но не хочется — сказать множество гадостей. Вместо этого хочется, чтобы кто-то уже наконец нашел в себе силы выработать журналистский формат общения с людьми, которые играют в видеоигры, но которым при этом не тринадцать лет, которые не увлекаются косплеем аниме и могут позволить себе не воровать игры из интернета. Не очень важно даже, в каком виде это произойдет — онлайн или на бумаге.

Ошибка в тексте
Отправить