перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Игры и Kickstarter Попрошайничество как будущее игровой разработки

Буквально за месяц в игровой индустрии образовалась новая модель финансирования разработки: краудфандинг через kickstarter.com. «Афиша» выясняет, чем это обернется в ближайшем будущем.

Архив

Как мы уже сообщали, месяц назад предводитель студии Double Fine Тим Шафер попросил у добрых людей денег на финансирование своей новой игры — пока безымянного приключения, по части которых Шафер в прошлом был большой мастер. По состоянию на сегодня Шаферу пожертвовали уже три миллиона долларов — вшестеро больше, чем предполагаемый бюджет предполагаемой разработки.

Воодушевленный бриллиантовым дымом, другой ветеран игродевелопмента по имени Брайан Фарго тоже пришел на Kickstarter просить денег. Он, как и Шафер, герой минувших дней — исполнительный продюсер самой первой Fallout (которую в России, кстати, принято истерически любить и считать лучшей игрой в истории человечества), после которой у Фарго все как-то не задалось. Зато все получилось с краудфандингом: за две недели ему начислили полтора миллиона долларов — что позволит «выпустить Wasteland 2 сразу на PC, Mac и Linux!». Ах да, Wasteland 2 — это «настоящая Fallout», постапокалиптическая ролевая игра, которой за последние полдюжины лет не прельстился ни один издатель.

Список можно продолжать — здесь есть большая подборка видеоигр, чьи создатели предпочли не связываться с традиционной для индустрии моделью финансирования и вместо этого просить деньги у будущих (точнее, потенциальных) игроков. Нужно сразу сказать, что никому, кроме Фарго и Шафера, не заносят миллионы, — то есть предсказываемое некоторыми несдержанными людьми будущее без жадных издателей и многомиллионных маркетинговых расходов пока не торопится наступать. Кое-кто из разработчиков напрямую говорит, что для небольших студий, без длинного резюме успешных проектов, опыт с Kickstarter будет прямо противоположным.

Во всей истории, вообще говоря, много непонятного. Начать с того, что Шаферу и Фарго, наверное, неспроста отказывают издатели: одно дело — ностальгические слезы бородатых людей из интернета, и совершенно другое — большой коммерческий продукт, которым является игра. Потом общественное финансирование разработки не предполагает никакого контроля за целевым расходованием средств — интересно, многие ли из благодетелей Шафера знают, что он давно уже мультимиллионер и, по некоторым сведениям, недавно купил Bugatti Veyron? Наконец, есть еще и такая история, как post-release support, — каждая вторая игра сейчас активно доделывается после премьеры; в Fallout: New Vegas, в частности, невозможно было играть без двух больших патчей. А это тоже разработка и тоже оплачиваемый труд программистов. Иными словами, выключение издателя из привычного процесса может означать множество непредвиденных последствий — включая неизбежные требования вернуть деньги назад, когда реальная Wasteland 2 будет отличаться от той Wasteland 2, что прокручивается в голове у среднего благодетеля.
Понятно, впрочем, почему все так оживились: разработчики всегда думают, что издатели их обижают и душат креативные порывы, а пользователи вообще всегда уверены, что им по гроб жизни все должны (и поэтому любят красть игры, кино и музыку бесплатно из интернета). Любая, даже гипотетическая смена ландшафта поэтому вызывает эйфорию и бурные волнения. В случае с краудфандингом, наверное, можно предположить, что схема будет работать в единичных случаях, — всем остальным в очередной раз придется привыкать к пустыне реальности.

Есть еще один момент. Десять лет назад, когда был еще жив журнал Game.EXE, автор этих строк (тщетно) объяснял его читателям, что индустрия разработки игр называется индустрией по двум причинам. Первая: способность в предсказуемые сроки производить продукт предсказуемого качества. Вторая: в первую очередь, это бухгалтерия, баланс прибылей и убытков, а уже во вторую, третью и все прочие — искусство, ностальгия и выдача денег разработчикам за красивые глаза и былые заслуги. С тех пор ничего не изменилось, и не изменится никогда.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить