перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Будущее книжной индустрии Главные сайты, приложения и разработки мира электронных книг

«Афиша» продолжает публиковать серию материалов про главные здешние мифы о книжном рынке. Миф четвертый: бумага умирает. Электронных книг продают больше бумажных, учебники теперь на айпэде, а читатели в соцсетях. Филипп Колесник перечисляет все, что нужно знать о новой книжной реальности.

Архив

Аманда Хокинг

27-летняя писательница-блогер, автор трилогии под названием «Трилль», символ нового самиздата, продукт амазоновской программы для самопубликации Kindle Direct Publishing. Весной прошлого года Аманда Хокинг вошла в историю, когда пользователи начали покупать ее «паранормальные романы» о любви, зомби и вампирах по 100 тыс. копий в месяц — продажи за год исчисляются миллионами. Сами романы стоили тогда не больше 5 долларов. Писательница публиковалась без какого-либо посредничества изда­тельств и в итоге разбогатела. Дальнейшие ее приключения тоже довольно показательны: в начале этого года стало известно, что Хокинг все же уступила напору традиционных издательств и продала права на четыре последних книжки подразделению Macmillan. Причины: желание избавиться наконец от возни с публикацией и маркетингом своих текстов и чек на 2 миллиона долларов.

Гибкая электронная бумага

Потенциально — будущее книжной индустрии. Концепты гибких дисплеев уже несколько лет подряд показывают Sony, Samsung, LG, HP и ряд производителей помельче. Что уж там, даже анонсированный ридер компании Plastic Logic для российской школы немного, но гнется. Самый, пожалуй, впечатляющий прототип сейчас у тайваньской компании AU Optronics. В нем используются электронные чернила — текст удобно читать при ярком свете. И это полностью эластичное устройство, в том числе его фотогальваническая батарея, которая заряжается на солнце. Визионеры предсказывают, что будущее чтения примерно за такими ридерами, которые ради читательского комфорта притворяются книгами и служат почти вечно. Скажем, два гибких листа с интерактивным содержимым, имитирующих с одной стороны обложку, с другой — страницы. Такой ридер хранит всю Ленинскую библиотеку и по желанию превращается в «Войну и мир», комикс или учебник.

None

Книги-приложения

Появились вместе с айпэдом. В отличие от обычных книжек в айпэдовском магазине iBooks речь идет об изданиях, где текст занимает скромное место на фоне мультимедийных фокусов. Эти книги продаются отдельно, как программы, и стоят далеко не один доллар. Их делают целые команды разработчиков. Они, книги, говорят, поют, показывают видео, откликаются на касания и все больше мутируют в сторону игр и кино. Пилот в этом жанре по мотивам «Алисы в Стране чудес» позволял потрогать пальцем часы кролика, «Виртуальная история Рима» — покрутить трехмерную модель Колизея. Спустя два года лучшим приложением по версии iTunes Store в рубрике Books становятся «Фантастические летающие книги мистера Морриса Лессмора» — пиксаровская, в сущности, анимация. А совсем свежий «Монти Пайтон» предлагает пользователю документальный квест по 28 дням на съемочной площадке фильма и чуть ли не возможность снять свою версию «Монти Пайтона и Святого Грааля».

None

Цветная электронная бумага

Следующий эволюционный этап для изначально черно-белой электронной бумаги, которая щадит зрение, бережет заряд аккумулятора и позволяет читать на пляже. Технология цветных чернил (например, E-Ink Triton) давно готова, и один из первых коммерческих ридеров — jetBook Color американской компании Ectaco — можно купить даже в Москве за 20 тыс. рублей. Однако цвета в jetBook пока еще слишком ­тусклые. В этом смысле преимущество у южнокорейских ридеров с чернилами Mirasol, но, если верить иностранной прессе, у них хуже угол обзора; и продаются они пока только в Азии. Что бы там ни было, все это, надо думать, только подготовка к революции, которую ждут от Amazon. Новый Kindle, по слухам, должен быть цветным — и, возможно, он выйдет уже в этом году. Между тем лучшим средством для чтения иллюстрированных электронных книг по-прежнему остается айпэд, особенно третья модель с экраном Retina и полиграфическим качеством картинки.

None

Booktrack

Приложение, добавляющее к тексту звуковое сопровождение, которое меняется от абзаца к абзацу — шум дождя, чьи-то шаги, скрипнула калитка — в зависимости от скорости чтения. Скорость предварительно тестируется. Книжки — «Приключения Шерлока Холмса», «Гекльберри Финн», «Хансель и Гретель» — тоже особым образом подготавливаются, и в местной библиотеке их пока не больше десятка. Зачем человеку контекстная музыка в детективе, отдельный вопрос. Booktrack интересен скорее тем, что отсылает к совершенно футуристической концепции адаптивной книги. Речь идет о текстах, которые подстраиваются под поведение человека. Вплоть до того, что при помощи камеры ридера определяют настроение читателя и соответственно меняют свой сюжет, персонажей и лексику. В этом смысле Booktrack не единственный такой эксперимент. Скажем, вполне себе адаптивное приложение VertragingsApp умеет подавать рассказы определенной длины, чтобы пользователь успел их прочитать — за 5, 10, 15 или 60 минут.

None

Goodreads.com

Фейсбук для книжных фанатов. Все почти то же самое: лента новостей, френды, лайки. Только повод для социализации здесь книги, их оценки, любительские рецензии и рекомендации. И бесконечные разговоры про книги. Пользователей около 10 млн; сайт учитывает (и подсказывает, где купить) около ста миллионов изданий; есть небольшая русская диаспора. Goodreads и другие аналогичные проекты дают читателю социальный механизм выбора и защиты от постоянно растущего потока новинок. Впрочем, новые конкуренты идут дальше. Скажем, Readmill тоже как будто социальная сеть, только еще и позволяет закачивать, читать и комментировать книги непосредственно в своем кроссплатформенном приложении. То есть начать можно на компьютере с Windows, закончить на планшете Apple, но при этом и там и там вести более или менее непре­рывный диалог с другими людьми по поводу прочитанного (или монолог, если речь идет только о конспектировании).

None

iBooks Textbooks

Отдел книжного магазина Apple, где продаются учебники. Переворот на этом рынке начала компания Inkling, год назад показавшая учебники из будущего (для айпэда), оснащенные видеороликами, словарями, 3D-моделями и проверочными тестами. Одно но — почти каждая такая книжка стоит около ста долларов. Эту проблему решила Apple, открыв зимой отдел Textbooks. Эппловские учебники тоже прекрасные, тоже заменяют познавательные передачи Би-би-си, тоже занимают больше гигабайта на диске — а стоят 10–15 долларов. Более того, компания выпустила редактор iBooks Author, с помощью которого в теории каждый учитель может сделать и выставить на продажу в iBooks свое учебное приложение. Другое дело, что до победы революции в этой области пока еще далеко. Главный тормоз — нынешняя цена айпэда в 500 долларов.

None

Kindle Direct Publishing

Амазоновская программа для незави­симых писателей — двигатель самиздатовского бума в мире. Она позволяет сверстать свою рукопись и отправить ее на полку крупнейшего в мире магазина мгновенно. Если в 2010 году в сотне бестселлеров для Kindle не было ни одной книги инди-автора, то в 2011-м в нее сразу вошли почти двадцать. Нескольких писателей, на тот момент не связанных с издательствами, Kindle сделал миллионерами. Возможно, мало кто запомнит, о чем писала Аманда Хокинг и Джон Локк, но в историю они определенно войдут — как первые авторы, которые смогли самостоятельно продать более миллиона копий своих романов в интернете. Амазоновские инициативы задали направление всей отрасли. Книги от кого угодно принимают и в iBooks, и в онлайновом магазине Barnes & Noble; своя издательская программа есть даже у российского сервиса Bookmate. Для читателя это означает еще большее количество книг, в том числе откровенно компилятивного хлама и спама, еще большую потребность в литературной критике и коллективных фильтрах, таких как фейсбук, Goodreads или Readmill.

None

Kindle Single

Cамиздатовская инициатива Amazon для небольших произведений на злободневные темы. Самая яркая история — оперативная публикация блогом Ars Technica обзора новой Mac OS Lion, принесшая автору только за одни сутки 15 тыс. долларов. В сущности, Kindle Single — это попытка поддержать большой журнальный формат, хотя в соответствующем разделе Amazon выходят также рассказы Стивена Кинга и короткие исповеди о здоровом образе жизни. Полка с похожим ассортиментом под названием Quick Reads есть в эппловском iTunes Store. А в России существует издательство Hocus-Pocus, выпустившее несколько таких «быстрых книг» — рассказ Прилепина, исследование жизни Арама Габрелянова — в виде платных приложений для айпэдов и айфонов.

None

Kobobooks.com

Магазин электронных книг (в нем их 2 млн), соцсеть, приложения для чтения практически на любых устройствах и даже собственный ридер. Kobo похож на Foursquare. За регулярное чтение днем ставят штамп «Я ем книги на обед», за всеядность — виртуальный пончик. Плюс есть красочный раздел личной статистики, описывающий читательские привычки. Наградами и цифрами настойчиво предлагают делиться в фейсбуке. Следовательно, чтобы ­ежедневно напоминать окружающим о своем существовании, даже не надо ничего комментировать или лайкать. Достаточно просто читать.

None

Playtales

Издатель детских интерактивных книг для мобильных устройств, один из крупнейших в этой области. Со дня основания книги PlayTales скачаны около 2 млн раз. Изначально там выпускали книги для айпэда и айфона, сейчас — практически для всех популярных мобильных систем. Технически PlayTales — это виртуальный магазин с сотней наименований преимущественно для дошкольников за 1–3 доллара. Кажущиеся простыми, эти книжки умеют читать свой текст, поют колыбельные, учат считать и разгадывать головоломки, реагируют на касания. Сюжетом может быть что угодно, начиная с остросюжетной истории про поиски мишки Тедди в детской комнате, заканчивая «Гулливером». Недавно магазин начал принимать работы независимых авторов.

None

Unbound

Британский сервис для сбора денег писателям реализует старую идею соцзаказа в новой технологичной форме. Авторы и издатели выставляют идеи книг, читатели голосуют за них рублем. Если они собирают установленную сумму, книгу пишут и печатают. В зависимости от размера пожертвования вкладчики получают электронную или бумажную версию с автографом, иногда приглашение на ланч с писателем. Среди последних на сайте замечены Терри Джонс (соавтор «Монти Пайтона»), Тибор Фишер («Философы с большой дороги»), а также сатирик по имени Виталий Витальев.

None

Ошибка в тексте
Отправить