перейти на мобильную версию сайта
да
нет

10 фильмов про фестивали ATP, «Вудсток», «Гластонбери», «Монтерей» и другие праздники музыки

Терренс Малик еще снимает «Беззаконие» на фоне американского Austin City Limits, а в кино уже идет ромком «Музыка нас связала», рекламирующий шотландский «T In The Park». «Афиша» вспомнила 10 других — документальных — фильмов о музыкальных фестивалях, в которых люди и музыка играют одинаково важные роли.

Архив

All Tomorrow's Parties (2009) 

Лучшие мгновения главного независимого фестиваля (что бы это ни значило), собранные к его десятилетию. Кроме нарочитого отсутствия спонсоров «All Tomorrow's Parties» известен редким эгалитаризмом — музыканты, зрители и промоутеры живут и тусуются чуть ли не вперемешку. Режиссер Кауэтт, дебютировавший с очень личной картиной о жизни с психически больной матерью, спешит показать все важное из более чем 200 источников (мобильники, dv, hd, 8мм), порой забывая собственно об уникальности ATP. С другой стороны — вот Дэниел Джонстон поет за окном, вот Grizzly Bear играют у моря, а вот Lightning Bolt появляются как обычно черт знает откуда. Свобода, равенство, братство и только те музыканты, за которыми всегда интересно следить в действии.

 

Гластонбери (2006)

Одна из нескольких картин о крупнейшем английском фестивале — с исторической справкой за 35 лет, концертами, публикой и подробным изображением фермы, на которой все и происходит. Большую часть фильма профессиональный исследователь «Гластонбери» Джулиен Темпл почему-то посвящает разноодетым или совершенно голым персонажам из огромного числа зрителей. Все это странно, но логично рифмуется с нашествием музыкантов, обычно именуемых хедлайнерами (Faithless, Coldplay, Bjork и другие). Их выступления здесь вообще лучшая часть; на «Гласто» и впрямь происходит что-то, что дает Крису Мартину право вставлять в текст «Politik» строчку «the best festival in history».

«Glastonbury»
 

Electric Daisy Carnival Experience (2011)

Видеобуклет о большом американском рейве, на котором играет как очень плохая музыка (Д.Гетта, Б.Бенасси), так и очень хорошая (Дэдмаус, Simian Mobile Disco). Главное, что все время все танцуют. Много пестрых видов сверху, много интервью — опрашивают танцоров, персонал, зрителей и кого только не. DJ AM, который скоро умрет от передозировки, включает «One More Time»; полицейский, которому подарили браслетик, говорит, какие тут прекрасные люди собрались; Моби удачно ставит Underworld, а Риверс Куомо скачет в неподходящей компании Стива Аоки. «Electric Daisy» избегает разговора о грустных событиях того же лета 2010-го — смерти переевшей экстази 15-летней девочки и довольно большого числа арестов. Здесь другие цели — почти рекламные, но вполне оправданные; это просто завлекательный рассказ о времени «свободы, когда люди самых строгих правил разрешают себе безумства».

«Electric Daisy Carnival Experience»
 

Wattstax (1973)

100 тысяч людей заплатили по доллару, чтобы почтить седьмую годовщину столкновений в лос-анджелесском районе Уоттс и услышать лучшие голоса лейбла Stax Records. Получился «Wattstax» — почти семичасовой стадионный концерт с нарядными The Bar-Kays, поющими «Respect Yourself» The Staple Singers и завершающим Айзеком Хейзом. Фильм про фестиваль, в котором музыка отнюдь не главное. Куда подробнее и лучше режиссер Мел Стюарт, автор мюзикла про Вилли Вонку и шоколадную фабрику, говорит о жизни афроамериканцев в 70-е — в том числе интервьюируя великого стенд-ап комика Ричарда Прайора, актера Тэда Ланжа и других людей с роскошными усами. Впрочем, самое выдающееся происходит все же на стадионе — Руфус Томас, разодетый в розовое, управляет огромной толпой исключительно комическими голосовыми модуляциями.

«Wattstax»
 

Примавера (2011)

Ежегодный испанскиий съезд звезд «Питчфорка» пока что удостоился только такой картины — любительской, снятой на «Люмикс», будто не до конца оформленной, незначительной и в прокате толком не выпущенной. Это всего-навсего шесть видеонарезок с не слишком интересными говорящими головами и фрагментами выступлений. С другой стороны, вот достаточно редкая буквализация впечатлений типичного посетителя музыкального фестиваля — пиво, много концертов, очень много людей; ну и, в общем-то, все.

«Primavera»
 

Message to Love: The Isle of Wight Festival (1997)

Трагедия для организаторов — в 1970 году послушать музыку на остров Уайт приплыли рекордные 600,000 людей, но из них лишь 50,000 заплатили 3 фунта за билет. Остальные расположились на холме или начали сносить забор. Вот-вот начнется — но, к счастью, не начинается. За коммерческий неуспех отвечать организатору и неуместному конферансье Рикки Фарру; за все лучшие группы спасибо говорить ему же. Пять песен очень упоротого Хендрикса, для которого это последний концерт в Англии; «Suzanne» молодого Коэна с самыми красивыми бэк-вокалистками; Майлс Дэвис, The Doors, The Who, выдающиеся живьем Emerson, Lake & Palmer и многие другие. Лучше всех — Джонни Митчелл, которая после очередного инцидента выговаривает зрителям: «Вы ведете себя как туристы!», а потом так поет «Big Yellow Taxi», что и на деньги, и на инциденты уже всем совсем наплевать.

 «The Isle of Wight Festival»
 

Монтерей Поп (1968)

Памятник предвестника «Вудстока» и одного из главных мероприятий хиппи всех времен и народов. Тот же Хендрикс (знаменитый поджог гитары), к которому тогда никто еще не привык (вглядитесь в эти ошарашенные лица); одно из первых выступлений Дженис Джоплин; Jefferson Airplane, чей монтерейский сет, как известно, вдохновил Годара на незаконченный «One A.M.». Больше всего времени почему-то у Рави Шанкара, который играет почти 18 минут (всего фильм идет час десять). Подробностей фестивальной жизни не так уж много, зато все объясняет момент с красивой блондинкой, которая вытирает стулья и говорит: «Да я не то чтобы обязана это делать, мне просто нравится».

«Monterey Pop»
 

Festival Express (2003)

The Grateful Dead, Дженис Джоплин, The Band и группа «Делани и Бонни и Друзья» пять дней едут в поезде по Канаде; если останавливаются, значит, хотят сыграть концерт. Пленка, которую ухитрились сохранить до 2003 года, плюс воспоминания постаревших зрителей и пассажиров. Этот поезд, как ни странно, не в огне; кино не столько про угар (внушительные ящики алкоголя выливаются только в один пьяный джем), сколько правда про музыку — с репетициями, организаторскими факапами и четырнадцатью песнями за полтора часа. История события, с которого сильно позже начались передвижные фестивали.

«Festival Express»
 

Soul Power (2008)

«Грохот в джунглях» (Заир, 1974), сверхизвестная битва Мохаммеда Али и Джорджа Формана, вдохновила бесчисленные кадры, строчки и даже песни; документальный «Soul Power» не про нее, хоть Али здесь тоже чуть ли не в главной роли. Это летопись трехдневного музыкального фестиваля, который устроили в поддержку «Грохота…» — с Джеймсом Брауном, Би Би Кингом, Мириам Макебой (это женщина) и другими африканскими и афроамериканскими музыкантами. У скучных белых в пиджаках — организационные вопросы, у почти всех остальных — праздник; фуршет, закулисье и много-много концертов. По сути это эксплуатация труда авторов оскароносного «Когда мы были королями» (который как раз про битву) — из его остатков и слепили «Soul Power». С другой стороны, если название фильма переводить на русский и не использовать в нем название жанра соул, оно легко может звучать как «Бодрость духа».

 «Soul power»
 

Вудсток (1970)

1969 год, городок Бетел в штате Нью-Йорк, планируется что-то вроде второго «Монтерея», но вместо ожидаемых 200 тысяч приходит полмиллиона. Справедливо захваленный («Оскар»-1971 за лучший документальный фильм) «Вудсток» — последний портрет последнего поколения, которое могло собраться гигантской толпой послушать музыку и остаться способным почти без полиции желать творить добро на всей земле. Несколько минут разговора со стереотипной парочкой, несколько минут йоги, много песен во славу марихуаны; монахиня украдкой показывает пис — параллельно, правда, ломают ограждение, но организаторы все равно сделают фестиваль бесплатным. Хендрикс все равно сыграет «Hey Joe», пусть и с опозданием на 9 часов, а всего этого все равно никогда не повторится.

«Woodstock»
 

 

Ошибка в тексте
Отправить