перейти на мобильную версию сайта
да
нет

E3 2013 Состояние игр

«Афиша» рассказывает о прошедшей в Лос-Анджелесе главной мировой выставке электронных развлечений.

Архив

Все самое важное на Е3 традиционно происходит за день до ее официального открытия: держатели основных игровых платформ (на сегодняшний день, напомним, это Microsoft, Sony и Nintendo) проводят медиабрифинги, где демонстрируется, во что цивилизованный мир будет играть в ближайший год. На этот раз горизонт событий был гораздо шире: формально анонсированные несколько недель назад Xbox One и PlayStation 4 — это надолго, лет на пять-шесть как минимум; плюс есть серьезные шансы, что не все участники забега нового поколения приставок доживут до финиша. Первый кандидат на вылет уже есть, но об этом позднее.

Ранее в сериале: Sony анонсировала PS4 в феврале; корпус приставки тогда не показали, вызвав почему-то бурю возмущения в интернете, — хотя, казалось бы, какая разница, какой формы будет очередная коробка под телевизором. Зато были анонсированы (ожидаемые) эксклюзивные игры, среди которых Killzone: Shadow Fall и InFamous: Second Son — четвертая и третья части соответствующих сериалов, начавшихся на PS3. В свою очередь, в конце мая Microsoft объявила свою Xbox One (сразу с корпусом приставки), сфокусировав анонс на специфически американском телевизионном и спортивном функционале. Околоигровой интернет, заскучавший в последние годы без масштабных платформенных срачей, сразу начал генерировать контент: анимированные гифы, демотиваторы и видеоролики. Окончательно ситуация должна была проясниться на Е3, где Microsoft и Sony обещали рассказать, собственно, об играх, — ровно это и произошло.

 

 

Не вдаваясь в подробности (на которые, во-первых, не хватит и десяти заметок нашего обычного формата, а во-вторых, все интересующиеся давно уже прочитали и посмотрели все в англоязычном интернете): у Xbox One сильнейшая линейка эксклюзивных игр. Где, помимо ожидаемых Forza 5 и новой Halo, присутствует заведомый блокбастер Titanfall, новая игра бывших эксклюзивных партнеров Sony, студии Insomniac Games, под названием Sunset Overdrive, а также мощнейший псевдоисторический экшен Ryse: The Son of Rome. Повторимся: все упомянутые игры будут доступны только и исключительно для приставок Microsoft — новой Xbox One и нынешней Xbox 360. А также, в некоторых случаях, для Windows PC, но это примерно одно и то же.

Одним словом, Microsoft обещала игры и показала игры — разговор на этом можно было бы заканчивать, если бы не несколько непопулярных, но необходимых решений. Первое: Xbox One не будет требовать постоянного подключения к интернету, как сообщалось ранее, но будет периодически к нему подключаться. Второе: у Xbox One довольно жесткая политика в отношении подержанных игр — коротко говоря, меняться ими и торговать будет нельзя. Наконец, розничная цена приставки в Америке составит $499 — считается, что это дорого. По поводу этих трех нюансов взбесился уже упомянутый игровой интернет — так называемое vocal minority. Мы уже сообщали, что люди, большую часть своего свободного времени играющие в игры, а остальное время посвящающие грызне по их поводу в интернете, довольно давно уже не являются целевой аудиторией игровых приставок — последние они предпочитают взламывать, а игры воровать из торрентов. По удивительному совпадению такие люди часто не понимают, что в глобальном смысле происходит в индустрии видеоигр, — но зато, повторимся, высказываются громче всех.

 

 

Коротко говоря, интернет обиделся на Microsoft, чем не преминула воспользоваться Sony. Медиабрифинг последней был, честно говоря, странным зрелищем. Первые полчаса руководство компании уверяло присутствующих, что нынешняя PS3 еще полна сил; после этого босс Sony Pictures подробно рассказывал о медийной библиотеке PS4 (которая все равно почти наверняка не будет доступна в России по уважительным юридическим причинам) — то есть ровно о том, по поводу чего все смеялись после анонса конкурирующей Xbox One. После этого Sony начала подробно показывать мультиплатформенные игры — то есть те, которые выйдут на обеих основных приставках. Зачем было уделять этому так много времени, не очень понятно; помимо этого, Sony продемонстрировала новые видеоролики анонсированных еще в феврале игр (см. InFamous: Second Son) и полторы совершенно новые эксклюзивные PS4-игры, о которых до выставки не было известно ничего. Из последних упоминания достойна только The Order — викторианское стимпанк-фэнтези, разрабатываемое авторами God of War; правда, на что похожа собственно игра, так понятно и не стало.

После этого, впрочем, Sony провернула довольно мощный пиар-фокус, по поводу которого вышеупомянутое vocal minority продолжает биться в экстазе уже пятый день. Было прямым текстом объявлено, что, во-первых, играми для PS4 можно будет безо всяких ограничений обмениваться с друзьями, их можно будет перепродавать и вообще делать с ними все что угодно. Во-вторых, PS4 не будет требовать периодического соединения с интернетом. А в-третьих, PlayStation 4 будет продаваться за $399 — на сто долларов дешевле, чем Xbox One.

 

 

Правда, почти сразу после медиабрифинга Sony стали выясняться некоторые подробности — причем в классическом формате «не выиграл, а проиграл, не сто, а триста», и так далее. Sony оговорилась, что оставляет решение о программной защите игр на усмотрение издателей — ровно об этом еще пару недель назад объявила Microsoft. Непопулярное среди шумного меньшинства, но стопроцентно объяснимое с точки зрения бизнеса решение связано с тем, что любой обмен, аренда или перепродажа уже купленной видеоигры впрямую откусывают маржинальность у издателя, предварительно потратившего на производство любой конкретной игры миллионы долларов. По этому поводу можно сколько угодно рисовать гифы и демотиваторы, но то, что называется bottom line, остается неизменным: отсутствие программной защиты и привязки игр к аккаунту пользователя приставки выгодно только двум категориям населения. Первая — обитатели игровых форумов, о которых см. выше. Вторая: специализированная видеоигровая розница, которая все равно давно уже дышит на ладан и протянет не больше двух-трех лет, после чего отправится вслед за покойными сетями Blockbuster, Virgin Megastore и Borders. Sony, понятно, не могла этого не понимать, но все равно обратилась к этой публике за поддержкой — вполне понятный жест отчаяния. Про разницу в розничной цене в сто долларов не хочется даже говорить: обе приставки будут стоить примерно как планшеты стартового уровня. Причем, в отличие от последних, их не придется каждый год менять.

Но самое интересное, что все эти заигрывания с обитателями форумов и суета с ценовым демпингом (на старте продаж и несколько лет после него игровые приставки традиционно продаются в убыток — их создатели зарабатывают на играх) не имеют никакого значения в глобальной картине вещей. Потребительские привычки пользователей за последние годы изменились самым радикальным образом, и классическая индустрия многомиллионных ААА-игр, кажется, слишком инертна, чтобы вовремя на это реагировать. Вполне может оказаться, что концепция черной коробки, стоящей перед телевизором и запускающей игры, через пару лет будет казаться анахронизмом вроде телефонов с дисками для набора номера. На Е3 2013 стало понятно, что одни к этим переменам готовы больше, другие меньше, а третьи вообще отползли в уголок и окуклились — см. Nintendo, которая отменила свой традиционный медиабрифинг и показала на выставке то же, что и год, пять и десять лет назад: очередного Донки-Конга и очередного Марио (на этот раз в кошачьем костюме). Дело в том, что PlayStation 4 и Xbox One друг другу на самом деле не конкуренты. Microsoft интересны облачные контентные экосистемы (см. Google) и контроль над так называемым основным экраном в доме (см. упорные слухи о грядущем телевизоре Apple). Прямые конкуренты Sony сейчас — Nintendo с Wii U, торренты и гипотетическая приставка Steambox от Valve. Непонятно, какая из этих ставок сыграет, — и тем интереснее наблюдать за происходящим; давно уже Е3 так не искрила и не генерировала непрекращающиеся волны интернет-срачей.

 

 

К главным играм выставки мы вернемся в следующих выпусках; пока же хочется сказать, что в ближайший год выйдет раза в три больше отличных игр, чем за несколько последних лет суммарно. Золотой век в разгаре.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить