перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Тайна перевала Дятлова» Что это было

Сегодня в прокат вышел хоррор Ренни Харлина о группе американских студентов, которые пытаются выяснить, при каких обстоятельствах в 1959 году погибла группа альпиниста Дятлова.

Архив

Студентка, начинающий режиссер, два альпиниста и девушка-звукорежиссер с красивой грудью отправляются из Америки на Урал, чтобы пройти по маршруту группы Дятлова, которая страшно и непонятно погибла в горах в 1959 году. Наивно было бы предполагать, что из сердца России и тьмы они вернутся целыми, невредимыми и с фильмом.

Если отвлечься от обычных претензий из цикла «иностранец не понял русскую душу», в целом «Тайну перевала Дятлова» нужно признать довольно изящной штукой и образцом международной копродукции. Голливудский финн Харлин, российские продюсеры Роднянский и Мелькумов и русско-чилийский оператор Денис Аларкон пересказывают древнесоветский миф языком жанра — получается сквозящий могильным холодом, лишенный мяса и крови (кровь ведь стынет на морозе) хоррор, в котором кульминация совпадает с развязкой: догадаться, что же на самом деле произошло, можно только в самый последний момент (хотя подсказок по пути достаточно). 

Очевидно, что found footage — съемки якобы от первого лица вроде бы погибшими людьми — давно уже не чье-то изобретение, а жанровый канон. Харлин с Аларконом строят на нем свой фильм — и поначалу это типичное кино про кино (юный режиссер влюблен в свою камеру по имени Люсиль), которое по мере приближения к финалу превращается сначала в приключенческий хоррор, а потом и в хоррор фантастический. 

 

 

«История группы Дятлова — это ведь про изнанку советской реальности, комсомолка-спортсменка-красавица с вырванным языком»

 

 

 

Помимо прочего, здесь есть и то, что заставляет лишний раз разозлиться на отечественных кинематографистов, не желающих осязать собственную реальность (см. «Метро»): даже русские актеры в эпизодах выглядят абсолютно натурально; две короткие жанровые сценки в глубокой провинции (деревенские дети танцуют под рэп, собака задирает лапу над закопанной в сугроб «Ладой») — емкие и меткие нотабене на полях фильма, которые, кажется, все еще совершенно невозможны в нашем кино. 

Как бывает часто, жанровая отмычка позволяет открыть двери, закрытые для рефлексии более высокого уровня: история группы Дятлова — это ведь про изнанку советской реальности, тьма среди ясного неба, комсомолка-спортсменка-красавица с вырванным языком. Пятеро американцев — комсомольцы другого времени и другой империи: поначалу одинаково белозубые, уверенные в себе, настроенные на результат, — но у двоих за улыбкой скрывается одержимость, она ведет их туда, за железную дверь, которую лучше не открывать.

 

 

Ошибка в тексте
Отправить