Центр документального кино DOC Индийский марафонец, ростовские гопники, нацистские преступники, Ястржембский в Африке и другие фильмы
«Афиша» узнала, что можно будет посмотреть на показах Центра документального кино DOC в ближайшие месяцы.
В Москве открылся новый кинопроект — Центр документального кино DOC под руководством Катерины Гордеевой и Софьи Гудковой. С приятным сайтом, залами мультимедийного пресс-центра «РИА Новости» в качестве временной стартовой площадки и правильной позицией — между фестивалями документального кино, на которые не всегда легко попасть, и документальным прокатом, которого в принципе нет в стране как отдельной системы. Проект некоммерческий, так что попасть на показы будет легко — вход свободный и без регистрации, а места хватит всем: основной зал рассчитан на 350 человек. DOC собирается показывать актуальную документалистику, отчасти давая ей жизнь после фестивалей, отчасти — добывая и привозя в Москву в первый раз. Список партнеров впечатляет: в качестве спецсобытий планируются, например, показы победителей «Флаэртианы» и «Артдокфеста», а также сотрудничество с Британским советом и еще много чего.
Моника и Дэвид (Monica & David)
Короткий и пронзительный документальный телефильм HBO про молодую пару с синдромом Дауна, которая решила пожениться и, вопреки обстоятельствам, жить нормальной жизнью: найти работу, завести детей, купить дом и жить счастливо до конца своих дней. Режиссерский дебют Александры Кодиной, которая до этого занималась фестивальным программированием и другими околокинематографическими делами, параллельно собирая деньги на съемки «Моники и Дэвида» (Моника — ее двоюродная сестра). Главный приз фестиваля «Трайбека» в 2010 году.
19 сентября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
900 дней (900 Days)
Спецприз фестиваля «Артдокфест», серьезная и страшная работа молодого голландского режиссера Джессики Гортер о блокаде Ленинграда, о людях, которые ее помнят, и о том, насколько легче поверить в героический миф, чем спросить собственную бабушку о том, как это было.
26 сентября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
Ай Вэйвэй. Никогда не извиняйся (Ai Weiwei. Never Sorry)
Документальный портрет главного китайского бунтаря, художника Ай Вэйвэя, — человека, который бил и ломал китайский антиквариат, вывозил тысячу и одного китайца из страны на «Документу», попал под арест за диссидентство, но был отпущен — без какого бы то ни было внятного объяснения и без права выезда за пределы Китая. Лучшее, что можно было сделать в этой ситуации, — просто ходить за этим удивительным человеком с камерой, фиксируя все его выходки. Так и сделала режиссер Элисон Клейман, чей фильм про Ай Вэйвэя начинался с того, что художник предложил ей сделать фильм из 10 000 своих фотографий, снятых им же в Нью-Йорке, а закончился сотнями тысяч часов отснятого материала, который Клейман лихо смонтировала с архивными съемками, комментариями говорящих голов и статичными планами того, как сам Ай Вэйвэй ест, говорит и постит в твиттер. Спецпоказ совместно с фестивалем «2morrow/Завтра».
3 октября, ЦДХ
Антон тут рядом
Режиссерский дебют главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, премьера которого состоялась на кинофестивале в Венеции. Аркус забросила все дела почти на пять лет и занялась съемками фильма о мальчике-аутисте Антоне, который незаметно превратился из художественного проекта в ее жизнь. Результат — мощное кинематографическое высказывание не столько о проблемах людей с ограниченными способностями, сколько о сути вещей. Об «Антоне» уже многое написано, но, если честно, это тот случай, когда слова по большому счету излишни.
10 октября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
Я тебя не люблю
Второй (после «Я тебя люблю») документальный фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева о жизни ростовской молодежи. Главный герой — кассирша Вика, которая пытается выбрать одного из двух молодых людей, а сама видит сны о чем-то большем. Оба фильма — результат формального эксперимента: режиссеры приехали в Ростов-на-Дону, отобрали три десятка молодых ребят, раздали им портативные камеры и предложили снимать свою жизнь. В итоге получилось кино на стыке игрового и документального, своего рода взгляд изнутри на проблемы провинциальной молодежи.
17 октября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
Как сибирские девочки американками стали (Siberian Adoption Story)
Фильм про две американские семьи, решившие удочерить русских девочек (по статистике, чаще русских детей американцы берут в свои семьи только китайцев). Документалист Джон Алперт отправляется с ними в Сибирь, чтобы продемонстрировать, какой тяжелый путь надо пройти, чтобы усыновить ребенка из-за границы, и как самоотверженно идут к своей цели люди, решившиеся на такой шаг.
Также обещают привезти самого Джона Алперта и показать еще один его фильм — «Нестихийное бедствие в Китае: слезы провинции Сычуань» (дата показа пока не определена). Здесь тоже речь идет о родителях и детях — только в гораздо более трагическом ключе. Алперт снимает людей, которые потеряли своих сыновей и дочерей (единственных, согласно китайскому законодательству) во время землетрясения в Сычуани 12 мая 2008 года. Он подробно следит за тяжелыми, почти абсурдными злоключениями потерпевших: как государство предлагает им за пропавших детей мизерную компенсацию, как они начинают протестовать, в ответ получают от властей приказ не собираться больше трех, а потом — обещание большей денежной компенсации в обмен на соблюдение порядка. Эти события, кстати, отражены и в фильме про Ай Вэйвэя: одним из его главных поступков, разозливших власти, была перепись жертв сычуаньского землетрясения, число которых государство скрывало.
24 октября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости», Президентский зал
Спецпроект: победители «Флаэртианы»
27 октября, большой зал мультимедийного пресс-центра «РИА Новости»
Срок
Фильм-проект, инициированный журналистом НТВ Алексеем Пивоваровым, — сборник роликов о лидерах российской оппозиции. «Срок», вынесенный в заглавие, — новый президентский срок Владимира Путина, а основная идея проекта, по словам Александра Расторгуева и Павла Костомарова, — не столько создать летопись протестного движения, сколько разобраться в убеждениях оппозиционеров. Фрагменты фильма появляются в YouTube с конца мая. Последовательность, с которой их выкладывают, считается за черновой монтаж. На площадке центра DOC покажут то, что на данный момент авторы сочтут самым интересным. Присутствовать, возможно, будут все трое, и проходить все будет в режиме мастер-класса с постоянным обсуждением материала.
Даты пока нет, международное общество «Мемориал»
Спецпроект: день британского кино
Сенна (Senna)
Портрет бразильского гонщика Айртона Сенны, трехкратного чемпиона «Формулы-1», разбившегося на трассе в Сан-Марино в 1994 году. Сенна получал от прессы прозвища одно красивее другого: его звали Волшебником за то, что он водил машину так, словно пренебрегает собственной жизнью, и Человеком Дождя — за особое умение ездить по мокрым трассам. На пике своей карьеры он жестоко соперничал с другим звездным гонщиком, Аленом Простом. Британец Асиф Кападия показывает гоночное закулисье 1980–1990-х годов, рассказывая в том числе и об этом противостоянии, за которым фанаты «Формулы-1» с интересом следили с 1988 года. Среди десятка призов и номинаций — премия BAFTA за лучший документальный фильм 2012 года.
Арбор (The Arbor)
Первая полнометражная работа британской художницы Клио Барнард — прочувствованная документальная постановка в свободном стиле, эксперимент, названный так же, как первая пьеса, и по совместительству родной британский пригород писательницы Андреа Данбар. Данбар умерла в 29 от кровоизлияния в мозг, свою главную пьесу — «Арбор» — она написала в пятнадцать, и стала звездой почти случайно, когда пьеса попалась на глаза прогрессивному режиссеру из Royal Court Theatre. В фильме Барнард три реальности перемешиваются между собой: жизнь самой Данбар в архивных кадрах и интервью очевидцев, ее автобиографическая пьеса и актеры, которых Барнард заставляет то открывать рот под монологи реальных дочерей писательницы, то приезжать в реальный Арбор и разыгрывать сцены из ее творчества. Приз за лучший дебют на Лондонском фестивале 2010 года.
Мальчик-марафонец (Marathon boy)
Один из самых громких документальных фильмов прошлого года — список наград и номинаций на официальном сайте приходится проматывать, чтобы дойти до конца. История маленького (очень маленького) марафонца Фауджи Сингха. Мать продала его в приют за 800 рупий, оттуда его выкупил тренер по борьбе, но вместо борьбы мальчик стал заниматься бегом и к четырем годам, пробежав уже полсотни марафонов, стал абсолютной звездой своего штата. Здесь начались проблемы: Фауджу вернули в трущобы маме, а на его тренера завели дело, обвинив его в эксплуатации ребенка (вскоре этот тренер был найден убитым). Тележурналистка Атвал, по собственному признанию, хотела сначала снимать кино о воплощении мечты в жизнь, но за те пять лет, что над ним работала, поняла, что правда, о которой здесь стоит говорить, — спортивные интриги, коррупция и спекуляция общественным мнением, помноженные на индийский менталитет.
14 ноября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
Африка: Кровь и красота
Бывший помощник президента Российской Федерации Сергей Ястржембский четыре года ездил по Африке и снимал жизнь тринадцати племен, не связанных с цивилизацией: разделку слона, охоту на крокодила, обряды жертвоприношений и так далее. В итоге получился его первый полнометражный документальный фильм, который Ястржембский радостно возит по разным фестивалям и демонстрирует на спецпоказах.
21 ноября, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»
Дочь за отца (Inheritance)
Моника Хертвиг до одиннадцати лет не знала о своем отце ничего, кроме имени — Амон Гет. В ходе своего документального расследования она узнает, что на самом деле он был гауптштурмфюрером СС, и пытается восстановить реальную историю его жизни — без романтики и идеализма, с которыми ее отец был изображен в «Списке Шиндлера». Например, Хертвиг встречается и обстоятельно разговаривает с его домработницей, бывшей узницей лагеря, и просит ее рассказать, как все было на самом деле.
5 декабря, мультимедийный пресс-центр «РИА Новости»