перейти на мобильную версию сайта
да
нет

От блэксплуатейшна до Эннио Морриконе Из чего сделан «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино

В прокат выходит «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино — помесь спагетти-вестернов с эксплуатейшн-фильмами 70-х про то, как черный раб мстит белым плантаторам за свой народ. «Афиша» составила словарь отсылок и терминов, встречающихся в «Джанго» (осторожно, спойлеры).

Архив

Блэксплуатейшн/Слейвсплуатейшн

 

Поджанры, сформировавшиеся в 1970-е, разновидность эксплуатейшна; изначально считались исключительно «фильмами для черных». Первым блэксплуатейшн-фильмом обычно называют «Шафт», основной темой — борьбу с расистскими предрассудками; однако вместо того, чтобы победить предрассудки, блэксплуатейшн-фильмы навсегда их увековечили. Со слейвсплуатешном похожая история — в фильмах об ужасах рабства часто было столько секса и насилия, что они проходили скорее по разряду провокации. Помимо нижеперечисленного, в «Джанго» есть отсылки к, пожалуй, самым жестоким фильмам жанра «Прощай, дядя Том», «Легенде ниггера Чарли» и «Шанго».

См. также: Спагетти-вестерн, «Шафт», «Мандинго»

 

«Великое безмолвие»

 

Один из самых любимых фильмов Тарантино (другой известный фанат — Михаэль Ханеке), своего рода ответ Серджо Леоне («За пригоршню долларов»), раскритикованный за нетипичную для спагетти-вестернов четко сформулированную позицию относительно американской политики 1960-х. Немой герой по прозвищу Безмолвие (Трентиньян, которого, кстати, Ханеке недавно снял в «Любви») пытается защитить угнетенных от охотника за головами Локо (Клаус Кински). В знаменитой финальной сцене, выйдя в одиночку против аморальных представителей закона, Безмолвие падает их жертвой, так и не сумев никого спасти. Режиссер картины Серджо Корбуччи сравнивал своего героя с Иисусом, Мартином Лютером Кингом и, разумеется, Че Геварой, а его смерть считалась убедительной демонстрацией невозможности революции. Тарантино, помимо общих тем (расизм, классовые отношения, защита угнетенных, закон и порядок) заимствует у Корбуччи беспринципного, но свято чтущего закон негодяя Локо (тоже, кстати, сыгранного немцем). Красноречие, более традиционные представления о добре и зле и имя одного из героев вестерн-комедии Берта Кеннеди «Поддержи своего стрелка» превращают Локо в вальцевского доктора Шульца. А больше всего в «Великом безмолвии» Тарантино нравился снег — действие фильма Корбуччи происходит в Юте и именно поэтому в «Джанго освобожденном» появились сцены в горах.

См. также: Серджо Корбуччи, Дантист, Фриц   

 

Дантист

 

Прикрытие доктора Шульца, взятое из комедийного вестерна Боба Хоупа «Бледнолицый» про двух агентов, которые, притворившись мужем и женой, ищут бандитов, которые продают оружие индейцам. Мужа, впрочем, быстро убивают, и решительная жена берет на его место дантиста-неудачника, пытавшегося сбежать с опасного Запада на тихий Восток, а в результате столкнувшегося с тем, от чего бежал, — бандитами и перестрелками. Кроме того, тут есть и внутренняя, гораздо более плоская шутка — зловещая плантация, с которой должен разобраться дантист Шульц, называется Кэндиленд.

См. также: «Великое безмолвие», Ли Ван Клиф, Фриц

 

«Джанго»

 

Как несложно догадаться — одна из главных референций фильма Тарантино. Поставленный в 1967 году спагетти-вестерн Серджо Корбуччи про защитника слабых (Франко Неро), который носит за собой на веревочке гроб с сюрпризом и спасает жителей Дикого Запада от бандитов (гроб в тарантиновском фильме тоже есть, но в эпизодической роли). «Джанго» побил все рекорды по жестокости в те времена, когда еще было принято считать количество трупов на экране, не получал прокатного удостоверения в Великобритании до 1993 года, поднял жанр спагетти-вестерна на новый уровень и породил целый культ псевдосиквелов с названиями вроде «Джанго, прощай», «Джанго, готовь гроб» или «Джанго убивает нежно» (из них только один официальный — «Джанго снова наносит удар»). Именно из фильма Корбуччи Тарантино позаимствовал сцену с отрезанием уха для своего режиссерского дебюта — «Бешеных псов» — и даже снялся в его предыдущем вольном пересказе, поставленном Такаси Миике. 

См. также: Квентин, Серджо Корбуччи, Франко Неро

 

«Земля Миннесоты»

 

Еще один вестерн Серджо Корбуччи, про убийство продажного шерифа вольным стрелком. Так в «Джанго» называется салун, куда Шульц приводит Джанго в неурочный час, чем привлекает внимание городских властей для того, чтобы — внимание, неожиданность — застрелить у порога продажного шерифа. 

См. также: Серджо Корбуччи

 

Квентин

None
 

Тарантино появлялся в эпизодических ролях во всех своих фильмах, кроме двух частей «Убить Билла». Если в «Сукияки вестерн Джанго» Миике он наряжался Клинтом Иствудом, то своем фильме — бандитом, который пять минут разговаривает с австралийским акцентом, а потом грандиозно взрывается в кадре. Почему именно австралийским — неясно; существует мнение, что это еще одна референция к фильму «Мандинго» и акценту Джеймса Мэйсона. 

См. также: «Джанго», «Мандинго»

 

Ли Ван Клиф

 

Американский актер. Спагетти-вестерны с его участием развивали внутри жанра систему отношений «учитель-ученик», которую Тарантино использует в случае с Шульцем и Джанго (см. «Смерть скачет на лошади», «День ярости», «Незнакомец и стрелок»). 

См. также: Дантист, Фриц

 

«Мандинго»

 

Знаменитый эксплуатейшн Ричарда Флейшера 1975 года, также нежно любимый Тарантино. Отсюда он позаимствовал любимое развлечение Кельвина Кенди (персонажа Леонардо Ди Каприо) — проведение боев между чернокожими рабами. Кроме того, победителя драки в «Джанго» Кенди называет Черным Геркулесом — это настоящее боксерское прозвище Кена Нортона, сыгравшего главную роль в «Мандинго».

См. также: Блэксплуатейшн/Слейвслплуатейшн, Квентин

 

«Рождение нации»

 

Один из самых знаменитых фильмов Дэвида Гриффита, откуда Тарантино почти дословно (хоть и в пародийном ключе) цитирует сцену с куклуксклановцами: Джона Хилл (ему, к слову, предлагали в «Джанго» более серьезную роль, но он отказался из-за конфликта расписаний) долго жалуется на то, что дырки в мешке, который он надел на голову, прорезаны не в том месте. В то же время тут двойная референция — в оригинальном «Джанго» Франко Неро тоже борется с метафорическим ку-клукс-кланом (они убивают мексиканцев и носят красные шапки с прорезями для глаз).

См. также: Серджо Корбуччи

 

Саундтрек 

Как известно, Тарантино крайне дотошно подходит к выбору музыки для своих фильмов, и «Джанго» — не исключение. Песня на вступительных титрах позаимствована из оригинального «Джанго», есть еще одна композиция из фильма Корбуччи — тема из вестерна «Жестокие». А также — мелодии из «Двух мулов для сестры Сары» Дона Сигела, из «Города насилия» Серджо Соллимы, одноименная песня из «Его звали Король» Джанкарло Ромителли и «I Got a Name» Джима Кроче из (еще одного) любимого фильма Тарантино «Последний американский герой».

См. также: Эннио Морриконе

 

Серджо Корбуччи

None
 

Выдающийся итальянец, наравне с Серджо Леоне — основоположник жанра спагетти-вестерна. Один из особенно любимых авторов Тарантино, снимавший жестокие, сюрреалистические и политически ангажированные фильмы, такие как «Профессиональный стрелок», «Великое безмолвие», «Навахо Джо» (самый жестокий фильм в истории Голливуда до «Дикой банды», и, собственно, «Джанго» с Франко Неро). Герои Корбуччи — беспринципные садисты, он сам — убежденный нигилист, персонажи в его фильмах не делятся условно на «хороших» и «плохих», они все плохие, просто есть охотники, а есть жертвы. Самый, казалось бы, справедливый персонаж носит кличку Безмолвие, не может разговаривать и, по задумке Корбуччи, символизирует абсолютное бессилие (впрочем, по легенде, сыгравший его Трентиньян просто поставил условие, что снимется в спагетти-вестерне, только если ему не придется произнести ни одной реплики). Одной из магистральных тем Корбуччи всегда был расизм — так, например, в «Джанго» герой сражается с метафорическим ку-клукс-кланом, убивающим мексиканцев, а Навахо Джо сталкивается с охотниками за скальпами, убивающими индейцев. 

См. также: «Рождение нации», «Великое безмолвие», «Джанго»

 

Спагетти-вестерн

None
 

Поджанр (также известный как «итальянский вестерн») популяризированный в середине 1960-х Серджо Леоне и сошедший на нет менее чем за десятилетие. Если попытаться в двух словах объяснить, чем (кроме страны производства) спагетти-вестерны отличались от классических американских, то придется сказать, что эти фильмы были жестче, злее и беспринципнее, поражали отсутствием выводов и морали и показательно издевались над американской верой в торжество справедливости, в верховенство закона и отказом признать капитализм как систему, а не как прецедент. И да, еще к ним писал музыку Эннио Морриконе.

См. также: Серджо Корбуччи, Эннио Морриконе

 

«Сын стрелка»

 

Вестерн Пола Ландреса 1965 года про то, как Джонни Кетчум (Расс Тэмблин), сын стрелка Эйса Кетчума, разыскивает убийц своей матери. Появляющийся в «Джанго» со схожей историей безымянный герой Тэмблина в титрах проходит под именем «сын стрелка», а его дочь — как «дочь сына стрелка».

См. также: Эдвин Портер

 

«Унесенные ветром»

 

Фильм, помимо прочего, рассказывающий о том, как была устроена жизнь на южных хлопковых плантациях, — отсюда Тарантино взял знаменитые титры, выплывающие на экран перед тем, как герои, собственно, приезжают в мир этих самых хлопковых плантаций. 

См. также: «Джанго», «Рождение нации»

 

Франко Неро

 

Джанго из оригинального «Джанго», прототип героя Джейми Фокса и всех остальных защитников справедливости, носящих его имя. Появляется в фильме на две минуты в роли хмурого человека в белой шляпе, чтобы выпить рюмку текилы в гостях у Леонардо Ди Каприо, спросить у Фокса: «Как тебя зовут?», потом попросить повторить по буквам и хмуро резюмировать: «Да, я знаю». 

См. также: Эдвин Портер, Квентин, Эннио Морриконе 

 

Фриц

 

Лошадь доктора Шульца, вежливо кивающая людям при знакомстве. Кивает она не просто так — этот и другие трюки Фрица Тарантино позаимствовал у еще одного своего любимого автора — Уилльяма Уитни, снимавшего фильмы с Роем Роджерсом, хозяином Триггера, «самой умной лошади кинематографа». Роджерс и Триггер — звезды вестернов 1930–1950х, снявшиеся вместе почти в сотне фильмов и одном сериале (собственно, поставленном Роджерсом «The Roy Rogers Show»). У Триггера, умершего в 1965 году в возрасте тридцати двух лет, есть не только музей, памятник и два фильма с его именем в заголовке («Мой приятель Триггер» и «Триггер-младший»), но и собственная страница на IMDb. Это, возможно, самая известная лошадь на свете, и уж точно — главная лошадь в вестернах. Более того, лошадей Шульца и Джанго — Фрица и Тони — тоже зовут так не случайно, а в честь лошадей двух главных актеров немых вестернов — Уилльяма Харта и Тома Микса.

См. также: «Мандинго», «Шафт», Эдвин Портер

 

«Шафт»

 

Блэксплуатейшн 1971 года про чернокожего детектива, который разыскивает дочь чернокожего же гангстера. Во всех интервью Тарантино говорит, что Джанго и его жена Брумхильда — пра-пра-пра-прародители Джона Шафта, о чем заботливо напоминает зрителю полным именем Брумхильды — Брумхильда фон Шафт. 

См. также: Блэксплуатейшн/Слейвсплуатейшн

 

Эдвин Портер

None
 

Этот человек, объявленный в розыск, — не кто иной, как режиссер «Великого ограбления поезда», самого первого вестерна в истории. 

См. также: Франко Неро

 

Эннио Морриконе 

Великий итальянский композитор, автор музыки, ставшей неотъемлемой составляющей эстетики спаггети-вестернов, в оригинальном «Джанго» тоже выступил в камео, написав для него вот эту композицию.

См. также: Франко Неро

Ошибка в тексте
Отправить