перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Человек играющий

Архив

Сергей Самсонов, молодой человек из подмосковного Подольска, написал русскую версию томас-манновского «Доктора Фаустуса» — роман «Аномалия Камлаева»

Для того чтобы роман «Аномалия Камлаева» — биография вымышленного композитора, пытающегося создать совершенную музыку, — производил должное впечатление, совершенно необязательно знать, кто его автор, — ну Самсонов и Самсонов. Беспокойство возникает в тот момент, когда, уже закрыв книгу, ты узнаешь, что автору 27 лет; вот тут хочется каких-то биографических подробностей, потому что сама вещь и сведения о возрасте автора не согласуются никак. Теоретически доказано, что 25-летний человек может написать «Тихий Дон», но когда ты сам встречаешься с подобным феноменом… А как он, собственно, выглядит?

Степень несходства героя, Камлаева, и автора, Самсонова, проще всего обозначить как «гротескную». Композитору Матвею Камлаеву за 50, и, судя по описанию, он похож не то на стареющего Алена Делона, не то на Жозе Моуринью: плейбой, экстраверт, мастер давать скандальные интервью. Сергею Самсонову, автору двух романов, — 27, и выглядит он лет на пять младше; он крайне (катастрофически для интервьюера) немногословен; что касается внешних параметров, то очеркист, ценящий экспрессивную лексику, мог бы, пожалуй, использовать для их описания такие слова, как «корамора» или даже «штакетина»: он очень высокий и очень худой. У него очень длинные — музыкантские — пальцы; в том, что он имеет отношение к музыке, после «Камлаева» сомневаться не приходится, скорее всего, речь идет о консерваторском образовании. «Так а вы на каком, собственно, инструменте специализируетесь?» — «Я не умею ни на чем играть». — «То есть как? А как тогда вы с музыкой… м-м-м… соотноситесь?» — «Никак. У меня слуха нет».

Каким образом, если все это правда, он взялся писать роман о гениальном композиторе — в котором на десятках, на сотнях страниц описывается музыка? Самсонов ссылается на впечатления от кинофильма «Блеск» с Джеффри Рашем — про сумасшедшего пианиста, что-то вроде «Игр разума». «Я искал самое далекое от себя самого — и так пришел к композитору, к роману про музыку». И как он умудрился написать все эти «музыкальные» страницы? «Ну много чего слушал, читал монографии о музыке». Вполне себе ответ, не придерешься; вот только много ли вы знаете людей, которые чего-то слушают, а затем в состоянии сыграть на бумаге несуществующие симфонии — так, чтобы ты слышал их по-настоящему?

А чем он занимается помимо романистики? Работает копирайтером в одном крупном издательстве. «Копирайтером?» — «Ну придумываю разные вещи». — «М-м-м?» Молчание. «Ну вот, например, сегодня что вы делали?» Никаких признаков энтузиазма: «Да как всегда — работал». Будущему биографу, да и любому любопытствующему относительно профессиональной карьеры писателя Самсонова, несомненно, следовало бы обратить внимание на книги «Золотая книга богатого урожая» (сост. Самсонов С.А.), «Камасутра. Энциклопедия любви» (под ред. Самсонова С.А.), «Кулинарный ежедневник для работающих женщин. Простые рецепты на каждый день. Самсонов С.А.». Также библиографию Самсонова украшает роман «Ноги». Странным образом история футболиста-виртуоза Шувалова, изо всех сил стремящегося играть в «Барселоне», напоминает аршавинскую — во всяком случае, если бы кто-либо захотел объяснить, что означает «жизнь подражает искусству», то роман «Ноги» пришелся бы как нельзя кстати. Что, собственно, он думает про Аршавина, хороший тот игрок? После нескольких секунд Сергей выдавливает: «По европейским меркам посредственный. Его не возьмут в «Барселону».

Кстати, а он сам к футболу-то хотя бы имеет какое-то отношение? Имеет: вместе с коллегами из издательства два раза в неделю они играют, рядом с работой, на Таганке. Возможно, кому-то будет интересно узнать, что в ранней версии романа «Ноги», выложенной на «Проза.ру», главного героя, гениального русского нападающего, того самого, которого взяли в «Барселону», когда оттуда ушел Фигу, — зовут вовсе не Шувалов, а… Самсонов. Еще его могли звать Лужин, или Леверкюн, или Камлаев — композитор, пианист, шахматист, футболист, писатель, какая разница, это все одна и та же история, про Артиста, нащупывающего пределы своей гениальности, «закрывающего тему»: «Я хочу увидеть конец футбола… Роналдинью способен закрыть футбол в том смысле, в каком Розанов говорил о «закрытии литературы»: уловить «последнее неуловимое». После его гола нужно будет закрывать футбол, потому что ничего более совершенного создать уже нельзя».

Гол, между прочим, мы уже увидели: «Аномалия Камлаева». Вопрос о том, закрывать или не закрывать после этого литературу, остается открытым, но места в «Барселоне» Самсонов точно заслуживает — прямо сейчас.

 

Ошибка в тексте
Отправить