«Без Курехина город стал провинциальным» Александр Баширов — о Петербурге, Москве, «Чужом» и Сергее Удальцове
28 ноября в Петербурге открылся фестиваль независимого кино «Дебошир-фильм: Чистые грезы», который в этом году проходит под лозунгом «В России будущего нет». Президент фестиваля, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского национального округа, актер, режиссер и активист поговорил с «Афишей» о судьбах России.
— На следующей неделе в Москве открывается «Артдокфест», и там покажут, в частности, фильм «Марш-марш левой!», в котором вы учите Сергея Удальцова навыкам ораторского мастерства. Как это вообще произошло, что это было?
— Но вместе с «В России будущего нет» все это выглядит как ремейк «Железной пяты олигархии», в которой ваш герой устраивал революцию в Петербурге.
— Ну, может, со стороны это выглядит как-то так и точки соединяются в единый сюжет. Впечатление, импрессионизм от общих движений именно таков... Но, на самом деле, то, что у России будущего нет, — это понятно. Такой вот преступный, коррупционный монстр совершенно очевидно порвет страну. Это нормально. Тут и ежику видно, что горизонт не безоблачен. Но меня больше волнует поэтическая составляющая процесса. Сама реальность, приходящая и уходящая. Которая фиксируется на индивидуальных возможностях — вот это уже, типа, киноискусство. Я-то не занимаюсь онтологически этой темой, я занимаюсь гносеологией. Практические вопросы у меня — типа «падающего толкни».
— При этом все самое интересное, что появилось в кино за последний год, было посвящено тому, что происходит на улицах, — от фильма «Зима, уходи» до того же «Марш-марш левой!». При этом в программе «Чистых грез» из подобного кино — только фильм «Завтра» Андрея Грязева...
— Дело в том, что мы же — «Чистые грезы», ха-ха-ха! Мы занимаемся научной работой — изучаем поэтическое, это вопрос уже нашего личного... Ээ..
— Взгляда.
— Хаоса! Ха-ха-ха-ха! Короче, мы ученые, это все научная работа. Хотя есть конкурсы какие-то, но мы не актуализируемся, не берем свежее — его дают или за деньги, или ради славы. Мы ни того, ни другого не даем. Поэтому мы исповедуем исследовательский взгляд на реальность, которая постоянно уходит от нас.
— Мы уже как-то говорили про то, что проблема неофициальной культуры заключается в том, что официальная ее, ввиду безвольности, быстро сжирает. А вот это все, что происходит на улицах, — тоже сжирается?
— Ну в приквеле «Чужих» одна из героинь из себя Чужого вырезала...
— Россия в этом смысле всегда не жалеет себя ради счастья человечества. Мы на себе показываем, как жить нельзя.
— При этом в «Железной пяте олигархии» действие происходит в Петербурге — а события последнего года нашей жизни как-то не слишком на нем отразились.
«Они все давно спущены в унитаз и не представляют никакого интереса для монстра, такого «элиена», «Чужого»
— Понятно, что это все следствие вертикальной системы — когда все стекает в одну точку. Но при этом сейчас появляется огромное количество периферийных явлений: якутское кино, бурятское. То есть система все-таки может стать горизонтальной.
— Сомнительно. (В этот момент в комнате гаснет свет — Баширов не обращает внимания и продолжает говорить. — Прим. ред.) Конечно, Москва из себя представляет концентрический тупик — с точки зрения логистики все, что касается не только транспорта, но и даже идей и сил, сходится к Кремлю. Все уже, уже эти кольца стягиваются — Садовое, Бульварное... Глобальная пробка получается. Поэтому сама структура, организация страны достаточно четко создана, поэтому нет ничего ни альтернативного, ни параллельного. Информация уже не доходит до центрального пункта руководства — круги этого не предусматривают.
— Ну а поселиться вне кругов не выход?
— Ну всякие там бурятские, якутские, дагестанские прецеденты говорят только о том, что интернет дошел до окраин. И те, кто там живут, имеют прямую информацию, которая не исходит из Москвы. Поэтому они способны сами развиваться. (В этот момент свет так же неожиданно загорается. — Прим. ред.)