«Жизнь прожил…» Алексей Балабанов — о счастье
На этой неделе выходит фильм «Я тоже хочу», в котором Алексей Балабанов сыграл сам себя. «Афиша» поговорила с режиссером о смерти, Бежецке и Колокольне счастья.
— В «Я тоже хочу» почти все играют себя: Гаркуша — Музыканта, вы — Режиссера. Только Проститутка и Молодой экстрасенс в исполнении вашего сына Петра ненастоящие. Почему?
— Ну потому что так интересней. Ты напиши: это жанр такой. Новый, наверное. Называется «фантастический реализм». То есть фантастика есть в сюжете, но она реальная. И герои, которые в ней живут, тоже.
— А себя вы почему сняли? Впервые после короткометражки «Трофим», почти двадцать лет…
— В «Трофиме» это было условие продюсеров альманаха «Прибытие поезда».
— В смысле?
— Ну там надо было самому режиссеру сняться обязательно, появиться в кадре. И все снялись: Хван, Хотиненко… Кроме Месхиева — его я снял тоже, он в «Трофиме» по лестнице пробегает. А себя я в новый фильм вставил… (Молчит.) Я просто ласты собрался склеить — поэтому решил сняться.
— После «Кочегара» все говорили о том, что главный герой, якут, — это вы…
— Нет. Ничего общего. Это герой, а не я.
— Шапка, как у вас, тельняшка…
— Мало ли кто что носит.
— То есть не получится найти ваше альтер эго в фильмах…
— Нет, меня там нету.
«Ты напиши: это жанр такой. Новый, наверное»
— А в фильме, который про вас сейчас снимает Любовь Аркус, вы говорите, что герои Сухорукова — в «Счастливых днях», например, но не только — это отчасти вы сами…
— Я говорю?
— Ну да.
— Не помню такого… В «Я тоже хочу» эта роль вообще спонтанно появилась, я ее для себя не готовил и не думал о ней. Просто так получилось…
— Колокольня счастья, которую герои ищут, откуда взялась? Почему город Бежецк почти во всех фильмах студии «СТВ» фигурирует?
— Да я не помню уже. Я вообще страну объездил, много где бывал — и там, где никто не был, тоже. Вот и там, в Бежецке, тоже как-то оказался. Нашел церковь недалеко от города. Там вокруг на несколько километров вообще много опустевших территорий, на которых ничего нету, кроме развалин, руин всяких. И вот это место, где мы снимали, тоже совершенно опустевшая земля, нету там ничего. Просто красивая церковь нашлась, с фресками сохранившимися — от нее все пошло. От картинки. От этой мертвой зоны какой-то, которую мы увидели.
— А музыка? Бутусов, «Агата Кристи» в прежних фильмах — ваши земляки, ровесники. А Гаркуша и «Аукцыон» — совершенно другого плана музыка и люди…
— Я Леню Федорова миллион лет знаю. И песни его слушаю давно. Тут никаких перемен нету, ты их не ищи. Я думал Леню снимать в роли Музыканта, а не Гаркушу. Но он не смог — потому что гастроли. Он, во всяком случае, так сказал. Не знаю, что было бы, если бы я его все-таки снял, изменилось бы что-то или нет. Как есть, так и есть. Получилось и получилось.
— «Я тоже хочу» — первый фильм после «Мне не больно», в котором действие происходит в наши дни.
— Ну, «Мне не больно» — это жанровый фильм, и я сценарий этот не писал, я его переписывал… Погоди, я вопроса не понял.
— Почему реальность, сегодняшний день в целом перестал интересовать? И перестал ли?
— Да это, мне кажется, неважно — это же тебе судить. Я не про реальность какую-то снимаю сейчас, а про себя. А «Мне не больно» — жанровое кино, оно про себя быть не может, оно просто придуманное всегда, и все.
— «Брат», например, энциклопедия петербургской жизни 1997 года: как раз «Макдоналдс» на Петроградской открылся, клубы «Гора» и «Нора»…
— Да нет, «Брат» — это придуманное просто кино. Сочиненное. Мной. Из головы оно вышло. Я там ни про какое время не думал, оно само в кадр попадало… Погоди, я вопрос опять не понял.
— Перестала ли интересовать реальность?
— Слушай, ну я жизнь прожил, опыт имею какой-то. Вот сегодня в баню с утра ходил, там реальность моя… Видел там мужиков, говорил с ними. У меня есть друзья-братки, мы с ними там встречаемся. Так же, как Музыкант с Бандитом в фильме. Они мне что-то рассказывают… Я их в кино снимал вот… Я много-много разного видел. Много про нее знаю, про жизнь. Мне все это текущее не слишком интересно. Реальность, про которую ты тут говоришь. Жизнь прожил…
— Вы сказали, что когда жанр снимаете, это не про вас…
— Ну да. Я его просто придумываю, и все. Оно не про меня, а про тебя.
— Но жанр — просто формат высказывания. Вот у нас с вами вроде как жанр сейчас — только не интервью, а какой-то другой. Я говорю, а вы отвечаете да или нет. Это правила, которые вы придумываете. Или я.
— Как ты догадался?
— Это в книжках написано.
— Я с компьютером не дружу, не знаю, что там пишут про такие вещи…
— Я на бумаге имел в виду.
— Ну эти я тоже не читаю уже, книжки.
«Иду на ощупь — и все»
— Что за правила игры для вас, когда вы снимаете «о себе». Ну, условно говоря, не «Брата» и не «Мне не больно», а «Я тоже хочу» или «Кочегара».
— Ну разные они, формы. И правила игры разные. Не знаю, как они делаются, не думаю об этом. Комбинируются, придумываются… А вообще, знаешь, я жанр никогда не снимал. Не сидел и ничего не придумывал. Не изобретал твоих правил игры. Их понять, выражать словами — нет смысла. Если ты их хочешь понять — успокойся. Ты их не поймешь все равно, тебе и не надо. Я на ощупь иду, не думаю о том, как надо двигаться, — просто нащупываю и двигаюсь.
— Но от чего-то же отталкиваетесь, когда двигаетесь так, на ощупь?
— (Пожимает плечами.) Не знаю. Иду на ощупь — и все.
— А у вас вот Солдат говорит в фильме: «Оттуда никто не выходил, но патриарх велел всех пускать».
— Ну да, это я придумал.
— И это считываешь сразу — часы патриарха Кирилла, «Пусси Райот»…
— А, ты об этой реальности… Я по улице хожу, иногда в окно смотрю. Что-то такое вижу. Иногда что-то хочется сказать по поводу увиденного. Иногда нет. Все то, о чем ты говоришь, не про меня, про тебя. Про кого-то другого, в общем. Мне это все неинтересно. Совсем.
— Но при этом вы все равно попадаете в дух времени. Полное ощущение, что герои отправляются к Колокольне счастья из-за тоски…
— Нет, ты не понял. Они за счастьем едут, тут нету тоски… Счастья они ищут, понимаешь? А ты не ищешь?
— Но она же есть в воздухе разлитая, тоска — здесь, вокруг нас? Иначе бы в фильме ее не было?
— Ну раз ты ее чувствуешь, наверное, есть. И здесь, и в фильме. Это все к тебе вопросы-то.
— А почему получается, что счастье в фильме — это синоним слова «смерть»?
— (Долго и очень удивленно смотрит.) Смерть? Это счастье. Они за счастьем улетают. С чего ты взял, что это все про смерть? Если те, кого Колокольня все-таки забирает, исчезают — значит, умирают? (Начинает вдруг очень громко говорить.) Ну ты кино-то смотрел? Там же мальчик, которого Петя играет! Тот, который вначале говорит по телевизору о планете, где есть вода и жизнь, а еще есть счастье! Это же что-то объясняет, об этом думать надо! И тебе в том числе!
— То есть персонаж, которого ваш сын играет, нужен, чтобы объяснить финал? Что происходит с теми, кого эта колокольня «забирает»?
— Да. Я же все сказал уже, ты чего! Ничего трудного нет, все по прямой идет, все всегда прямое. От начала — к концу… Так и надо все искать… Ну давай, спроси меня лучше еще что-нибудь.
— Грустно это все…
— Тебе и должно быть, вообще-то, грустно. Я для этого снимаю.