Фестиваль австрийского кино Турки, религиозные фанатики, дневник отшельницы
В кинотеатре «35ММ» начался фестиваль «Новое кино Австрии». «Афиша» рассказывает о его программе, состоящей из трех полнометражных фильмов и шести короткометражек.
Вследствие неизвестных событий героиня (Мартина Гедек), приехавшая на выходные с друзьями в загородный домик в горах, оказывается изолирована от внешнего мира прозрачной стеной. За стеной можно разглядеть две застывшие фигуры и брошенную кем-то машину, внутри же остались дремучие леса и олени, которых бывшая городская жительница довольно скоро научится отстреливать и свежевать, а также собака, корова и кошка — единственные друзья и собеседники женщины, имени которой мы так и не узнаем. Запертая в идиллическом пейзаже с потоком собственной рефлексии, она начинает вести дневник.
Адаптировать культовый австрийский роман 60-х годов, представляющий собой триста страниц монолога и сильно полюбившийся феминисткам, Юлиан Пельслер начал семь лет назад, как только появилась возможность купить права на экранизацию. Об этой возможности он мечтал почти десять лет, а сами съемки длились около двух в природоохранном Зальцкаммергуте. Искренне считая, что работает с самым великим текстом, написанном на немецком языке, Пельслер заботливо превращает свой фильм в аудиокнигу. Закадровый голос Гедек перестает транслировать неразрешимые экзистенциальные вопросы только чтобы начать рассказывать о том, что происходит на экране, полностью обесценивая труд восьми операторов, снимавших «Стену»: даже смена времен года сопровождается объяснением того, что снег символизирует наступление зимы, а желтые листья — осени.
ср 27 февраля, 19.30 (Q/A Пельслера); вс 3 марта, 17.00
«Рай. Вера»
Paradies: Glaube (2012)
Анна-Мария (Мария Хофштеттер) счастливо избивает себя плетьми во славу Господа, работает в онкологическом центре, пытается носить в чужие дома любовь и полуметровую пластиковую статуэтку девы Марии. Показывая вершины христианского терпения и доброты в миссионерской жизни, в реальной она реквизирует кресло-каталку мужа (Набиль Салех), надеясь таким образом избавиться от его назойливого внимания, и бросает оставленного ей на выходные котика в клетке на улице. Натыкаясь по вечерам на оргии в общественных парках, она в ужасе бежит домой, чтобы ночью проделывать под одеялом очень странные движения с распятием, аккуратно снятым со стены.
Второй фильм зайдлевской трилогии «Рай» (первый был про покупку плотских радостей толстыми тетеньками, третий — про первую любовь толстой девочки), «Вера» — довольно ясное высказывание на тему веры как формы эскапизма. Сцены из супружеской жизни с парализованным мусульманином, в грубой форме объясняющим, что нельзя мучить себя богом, и настойчиво требующим от Анны-Марии любви к ближнему, а не к портрету в золоченой раме, плавно переходят в нежные хоралы про глазки-светики-цветочки длинноволосого красавца, который, однако, ведет своих последователей вовсе не к спасительному свету, а в какое-то совсем другое место.
пт 1 марта, 22.00
«Вторая жена»
Kuma (2012)
Большая турецкая семья, давно обосновавшаяся в Вене, едет на родину, чтобы сыграть там свадьбу старшего сына с тихой деревенской девушкой. Сразу после свадьбы девушка покорно сядет в машину и, всхлипывая, уедет с новым мужем. Потом, правда, выяснится, что супружеские обязанности по какому-то таинственному, но известному всем действующим лицам соглашению должен исполнять его отец.
Первый полнометражный фильм курда, родившегося и выросшего в австрийской столице, вместо ожидаемого и сильно всем надоевшего диалога мультикультур оказывается спокойным рассказом о жизни в семье, состоящей из астрономического количества женщин.
чт 28 февраля, 19.00
Программа короткометражного кино
Помимо трех полнометражных фильмов на фестивале покажут шесть короткометражек. Две анимационные — про молодого сотрудника скорой и не самого известного диктатора 30-х годов, две про архитектуру — уродливую и исландскую, и две — про молодые семьи.
сб 2 марта, 20.00