перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Будущее блогов App.net, Medium, Svbtle и другие новейшие медиа

Блоги нового поколения без рекламы, лайков, комментариев (или наоборот, без постов, но с комментариями), создатели которых пытаются переизобрести твиттер, Blogger и так далее.

Архив

Странная встреча создателя антитвиттера (и, возможно, антифейсбука) Далтона Колдуэлла (сидит в кедах) с Марком Цукербергом

Твиттер уходит из интернета. В том смысле, что на прошлой неделе поиск друзей из микроблогов отключили в Tumblr, ранее — в инстаграме, а через полгода вступает в силу новая драконовская версия API-платформы, угрожающая множеству клиентов и мэшапов вроде Tweetbot или отчасти Flipboard (и чтобы совсем было понятно, что это не другая планета, вспомним про Storify, с помощью которого делают вот такие онлайны). Твиттер хочет походить на фейсбук — единолично контролировать, как выглядит вся система, и в итоге показывать больше спонсорских твитов на своих страницах: его сторонние приложения рекламу не показывают.

Возможно, желание больше зарабатывать не бог весть какой повод для обсуждения. Но протест программистов против коммерциализации уже породил удивительный стартап App.net — почти абсолютный клон твиттера (только без рекламы и ограничений для сторонних приложений). И похоже, протест этот в техблогах — лишь часть недавней дискуссии о том, что с сервисами для публикации пользовательского контента в принципе что-то не так. Джошуа Бентон, директор Nieman Journalism Lab, исчерпывающе перечислил соответствующие претензии в своих 13 тезисах по поводу другой новой блог-платформы Medium. Речь идет о том, что рекламу в посты никто не звал. Что бардак в комментаторских имеет те же последствия, что и эффект разбитых окон на улице. Что «бремя блогерства» — стремление постоянно выкладывать что-то новое — неизбежно ведет к публикации глупостей. Что помимо глупостей есть еще все эти трюки, генерирующие просмотры страниц, и статьи, обвешанные хитрыми ссылками, и оптимизированные заголовки. И тоска по чему-то более аутентичному, что бы это, черт его подери, не значило (это цитата). И что приручить это безумие на вебе должны инструменты получше.

В ряд к App.net и Medium обычно добавляют еще два таких новых инструмента, призванных, ну да, в очередной раз переизобрести блогинг, — Branch и Svbtle. Кое-где эту четверку уже назвали вебом 4.0. Главное, что их объединяет, пусть и звучит это пока не то чтобы захватывающе, — стремление так или иначе улучшить содержание постов (и убрать комментарии). Они напоминают своей простотой первые сайты на свете (но с изысканными шрифтами) и оставляют пока открытым вопрос о монетизации (зато в них много воздуха и пустого места). Хотя, как пишут там же, возможно, они вообще не должны зарабатывать, и это тоже часть концепции.

App.net

особенности платный доступ (50–100 долларов в год), один твит — 256 знаков

История антитвиттера пока повторяет лучшие моменты соцсети Diaspora, антифейсбука. Деньги на запуск альфа-версии App.net тоже дали рассерженные пользователи — 12 тысяч человек. Нужные полмиллиона долларов собрали за 38 часов. Разница в том, что первый обещает свободу от рекламы и непредсказуемости отдела маркетинга, второй обещал защиту личных данных. К тому же в дальнейшем пользователи App.net будут платить 50 долларов в год (разработчики — 100), и это, кстати, единственная внятная бизнес-модель в списке. Своих последователей автор проекта Далтон Колдуэлл (вот для примера его антитвиттер) называет в самом широком смысле хакерами — сейчас это разработчики приложений, техблогеры и им сочувствующие. В этой связи одна девушка интересно толкует появление App.net как стимул для очередного white flight, бегства белой (тут и в следующей фразе, по всей видимости, надо ставить жирные кавычки) технической интеллигенции из твиттера (и фейсбука) примерно по тем же причинам, по каким американцы переезжали в этнически однородные пригороды или, если угодно, переходили из MySpace в тот же фейсбук. Между тем Далтон Колдуэлл дает понять, что хочет построить не медиакомпанию (как твиттер — сейчас), а скорее открытую инфраструктуру для разработчиков медийных приложений и в конечном итоге для журналистов и блогеров. И роль этой инфраструктуры для медиа может быть сравнима с той, которую, допустим, играет электронная почта или — прежний твиттер.

None

Medium

особенности коллекции картинок и текстов, напоминающие все блоги сразу; авторы проекта — отцы блогосферы

Создатели Medium Эван Уилльямс и Биз Стоун в свое время придумали один из первых блог-хостингов Blogger, а потом и твиттер, отсюда, собственно, и надежды, что они снова что-то такое изобретут. В этот раз они руководствуются принципом «хороший дизайн рождает хорошее содержание». Выложенная на сайте демоверсия будущей платформы, по поводу которой они не стесняются говорить, что сами точно не знают, что в итоге получится, содержит сейчас несколько коллекций (главный структурообразующий термин системы) двух с половиной типов: с фотографиями, текстами и смесью того и другого. Вот что-то про детство в картинках или рукоделие, вот заметка Кевина Роуза (digg.com) под заголовком Urinating with Al Gore. Блогов — авторских лент с постами — как таковых здесь нет, профилей авторов тоже — ссылки с имен ведут на твиттер. В общем, Medium — это тематические коллекции постов — ради авторов сюда не ходят. Последние тем самым освобождаются от блогерских тягот: можно прийти, практически анонимно опубликовать пару строк (вот в таком простом редакторе) и успокоиться. За релевантность сообщений в коллекциях отвечают, по всей видимости, их голосование и смотрители.

None

Branch

особенности комментарии без постов; авторы проекта — отцы блогосферы

Создатели этого стартапа все те же люди — Эван Уилльямс и Биз Стоун. Тут они попытались укротить дикие комментаторские, выжать из них что-то полезное. Рецепт Branch в этом случае — бежать из оккупированного поста и увести за собой комментаторов, с которыми имеет смысл о чем-то говорить. Для удобства предусмотрен букмарклет — можно отправить тему дискуссии с какого угодно сайта в Branch, создать ветку для обсуждения и разослать приглашения кому надо. Тут может возникнуть вопрос, чем то, что в итоге у них получилось, отличается от сервиса вопросов и ответов Quora, но пользователи последнего, похоже, на него уже ответили.

None

Svbtle

особенности избранные авторы; лирическое сочинительство как основной формат; кьюдос вместо лайка

Настолько простая и элегантная в оформлении и эксплуатации платформа, что, по задумке ее создателя, авторы будут обязаны писать там исключительно хорошие тексты: им просто не на что отвлечься. Никаких плагинов (намек, кажется, на Wordpress), никаких разновидностей постов (Tumblr), никакого социального булшита (это вообще про любой блог). Единственное средство обратной связи — кнопка похвалы, kudos. Создатель Svbtle (проблему с названием он охотно признает) — Дастин Кертис, дизайнер интерфейсов, автор таймлайна «Дастин Кертис умрет в 2068 году». Еще зимой он сделал предельно воздушный блог для себя, чтобы складывать там идеи, постепенно переливать их в текcты и затем публиковать, — админ там устроен соответствующим образом, с четким разделением на зреющие «идеи» и готовые «посты». Svbtle сразу вызвал столько кьюдос, что у него появился клон Obtvse (и, если надо, вот тема для Wordpress), а у Кертиса — желание запустить платформу. Пока она тестируется, зарегистрироваться не дадут, но уже можно посмотреть на десяток приглашенных Кертисом авторов, в основном техблогеров. Среди них MG Siegler (TechCrunch), один из самых ярких журналистов, пишущих про Apple, и тот же Далтон Колдуэлл (App.net) — его история номер один, к примеру, описывает странную встречу с менеджерами фейсбука, которые потребовали продать им его стартап, поскольку он конкурирует с соцсетью, иначе его ждет уничтожение. Надо еще добавить, что в последнее время посты этого междусобойчика довольно часто попадают в топ techmeme.com, агрегатор главных мировых техновостей.

None

P.S. Stampsy, Readymag

Пользуясь случаем, напомним, что в России есть сразу два крайне симпатичных стартапа, где тоже пытаются переделать инструменты журнального самиздата, шаринга и чтения. Про первый публике пока известно мало, про второй — чуть больше.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить