Ревизия Мини-бум книг по урбанистике
В этом году в России неожиданно изданы три книги по урбанистике, одна лучше другой.
Вукан Р.Вучик «Транспорт в городах, удобных для жизни»
Вучик — американский профессор, урбанист, точнее, транспортник — и не только теоретик, но и практикующий консультант многих городских администраций. Его монография — огромный, близкий к 6 сотням страниц том — замечательно «русифицирована». Книга открывается обстоятельным/искрометным «Предисловием научного редактора» — того самого сверхэрудированного М.Блинкина, который так убедительно рассказывает на «Эхе Москвы» о том, что ездить на машине в центр — преступление. Далее следует важная «глава 0» — уже самого Вучика — «Введение к русскому изданию».
Вучик пользуется понятием livable city: город, удобный для жизни. Это универсальная урбанистическая идея, у которой есть несколько аспектов, и один из них — транспортный; на нем и сосредоточивается автор. Смысл в том, что «город, удобный для жизни» — это город, в котором прежде всего комфортно пешеходам и велосипедистам, и только во вторую очередь — для автомобилистов. Сколько ни строй дорог — спрос невозможно удовлетворить, он заведомо больше, чем город может предложить. Радикальный неолиберализм — в данном случае идея о том, что капиталистические отношения сами все расставят по местам, — не работает. Государство должно регулировать транспорт в городе — ограничивать автомобилистов. Автомобилеориентированные города — зло; из-за автомобилей в них (у нас) разобщенное общество, деградация городской среды в целом. Гигантские площади приходится отдавать под дорожную сеть и паркинги. Идеал — город, обладающий сбалансированной транспортной системой, в которой есть и автомобили, и общественный транспорт — причем именно что трамвай и троллейбус; метро, каким бы хорошим оно ни было, недостаточно.
Ситуация в Москве — и других постсоветских городах — не уникальна; те же проблемы Америке пришлось решать еще в 30-е, а Европе — в 60-е. Любопытно, что, по мнению Вучика, в принципе, большие советские города были в свое время удачно спроектированы, но затем, в эпоху быстрой автомобилизации населения, все имевшиеся преимущества были растеряны. Вучик рассматривает, как мы пришли к нынешнему положению дел, в чем состоят «ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем», как выглядят города, удобные для жизни, — и те, которые надо срочно спасать. Как спасать? Снижать привлекательность использования автомобиля, принимать дестимулирующие меры для его использования в черте города, создавать альтернативы автомобильным поездкам. Человек должен десять раз подумать перед тем, как сунуться в центр, особенно с намерением запарковать там на день машину.
Как и все книги такого рода, заканчивается главой «Города и транспорт, что ждет нас в будущем?».
Издательский дом «Территория будущего», Москва, 2011, перевод А.Калинина под научной редакцией М.Блинкина
Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов»
В 1961 году приметливая американская журналистка Джейн Джекобс (1916–2006) издала книгу, которая стала «мгновенной классикой». Ее интересовали города — не идеальные, а реальные, города-организмы — что с ними происходит, какие циклы они проживают. Почему образуются мертвые зоны вокруг общественных зданий, почему одни книжные магазины работают всю ночь, а другие закрываются в семь вечера, почему одни кварталы деградируют и превращаются в трущобы, а другие, напротив, улучшаются. На многих десятках (не только американских) примеров она показала, что городское планирование часто уничтожало сложившиеся коммьюнити; что горизонтальные структуры в городе лучше вертикальных; что городским властям следует руководствоваться не абстрактными идеями, а наблюдениями за повседневной жизнью; что массовая типовая застройка — зло, а лифтеры в домах — благо. Главное достоинство города/района — когда он «живой» (как, например, нью-йоркский Гринвич-Виллидж), когда людям нравится их район, когда они используют его с удовольствием, когда много общаются друг с другом прямо на улицах и т.п.
Соответственно, тем, кто планирует города, следут понимать, что город — это живой организм, насыщенный многочисленными взаимосвязями, а не чистое поле, пространство для социальной и архитектурной инженерии.
«Где и когда человеческие сообщества процветали и благоденствовали, а не стагнировали и не загнивали, сердцевиной этого явления были творческие и работоспособные города; они окупили себя с лихвой. В наши дни то же самое. Загнивающие города, переживающие спад экономики, и громоздящиеся социальные проблемы идут рука об руку. Это соединение не случайно. Необходимо, чтобы люди научились понимать городскую экологию как можно лучше».
Новое издательство, Москва, 2011, перевод Л.Мотылева
Елена Трубина «Город в теории. Опыты осмысления пространства»
Выдающаяся — и вовсе не выглядящая бледной по сравнению с Вучиком и Джекобс — книга. Очерки по теории городов, с многочисленными историческими экскурсами и примерами из повседневной российской жизни. Трубина заново, из сегодняшнего дня, читает классические тексты по урбанистике — и, вооруженная личным опытом, комментирует их, вдумчиво и иронично. Редкий случай, когда автор хорошо отдает себе отчет в том, что «их» и «наша» действительность — тотально разные, у «нас» своя специфика, которая, бывает, не подходит ни под какие теории, даже самые удачные. Очень плотная книга: истории о джентрификации в Москве и России; примеры успешного брендинга городов (например, Мышкин, в котором появился Музей мыши — и куда теперь люди валят толпами; если «продаваемых» отличий нет — то надо их создать).
Уместные обобщения: «Мы вряд ли можем эффективно повлиять на то, как повернется дело. Понимание это сильно отличает наших современников, они часто лишены общей для энтузиастов проекта модерности уверенности в возможности рационального планирования и регулирования совместной жизни людей — в противопоставлении тому, как она налаживается «стихийно». В ХХ веке практически повсеместно были воплощены идеи модернистского планирования городов, и результаты этого воплощения особенно выразительны на постсоветском пространстве, где до сих пор царит бетонная монотонность спальных районов». Малоизвестные исторические эпизоды (например, история о том, как во время войны американские нефтяные корпорации и Голливуд были мобилизованы для помощи военным частям, связанным с химическим оружием. Города вроде Джермантауна, в которых были тщательно воссозданы интерьеры типичных немецких и японских квартир, были специально построены в 1943 году в пустыне Юты для экспериментов с применением напалма во время бомбардировок, чтобы добиться максимального поражения. Они трижды разрушались и воссоздавались заново, пока результаты не удовлетворили военных. Эксперименты с напалмом не прошли напрасно: 2 тыс. тонн напалма было сброшено на Азакусу — рабочий район в Токио. Погибли 100 тыс. человек, эти данные долго держали в секрете, а когда обнародовали, то они не вызвали ажиотажа. Некоторое время спустя гражданское население Хиросимы и Нагасаки стало мишенью ядерной бомбардировки). Наконец, замечательное приложение — «Список основных понятий и терминов», с подробными разъяснениями: «Джентрификация», «Имиджиниринг», «Машина роста» и так далее… от «Аутсорсинга» до «Экологического отпечатка города».
Новое литературное обозрение, Москва, 2011
Еще 5 хороших книг по урбанистике, которые нужно перевести
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x166/daily.afisha.ru/uploads/images/b/8a/b8aeaaa207ca4213a62f0ef55f7c8622.jpg)
«Стандарты городского планирования и дизайна»
Всеобъемлющая энциклопедия всего, что касается современной урбанистики, собранная двумя сотнями известных исследователей — с красивыми картами, графиками, фотографиями и всем сопутствующим.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x166/daily.afisha.ru/uploads/images/d/d6/dd63da1648ce44b69b4c8f90c0b8b0e8.jpg)
Вукан Р. Вучик. «Передвижение в городе: функционирование, планирование и экономика»
Предпоследняя книга того же Вучика — обстоятельный рассказ о перемещении людей в городах: как сократить время, затрачиваемое людьми на дорогу от дома до работы и не потерять на этом денег.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x156/daily.afisha.ru/uploads/images/2/7c/27ce136f6f32447b8140727566796a01.jpg)
Питер Колторп, Уильям Фултон. «Областной город»
Как грамотное планирование и взаимодействие городов в регионах может дать сильнейшей подъем государству.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x198/daily.afisha.ru/uploads/images/6/70/670f83391fb240a3b826470cb999e179.jpg)
Алекс Маршалл. «Как работают города»
Американский журналист о том, как из трех составляющих, политической, экономической и транспортной, формируется лицо и облик города.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x102/daily.afisha.ru/uploads/images/8/d4/8d4d9e02dee74a7db651d91806ba6546.jpg)
Питер Катц. «Новый урбанизм»
Важная книга о новом урбанизме — урбанистической концепции, предлагавшей переделывать крупные «автомобильные» города со спальными спутниками в компактные «пешеходные» и «велосипедные» города.