Прогнозы Взрыв продаж букридеров
Пришла важная статистика: итоги продаж ридеров на российском рынке за 2010 год. Они оказались «значительно больше», чем указывалось в предварительных данных. 539000 штук. «Годовой рост рынка, таким образом, составил 285%». Квартальная динамика выглядит еще более впечатляющей: если сравнивать второй квартал с первым, то продажи увеличились в полтора раза. «Рост в третьем и четвертом кварталах по отношению к первому составил соответственно 247% и 412% (до 145700 штук и 243000 штук)». Вдумайтесь — рост в 412 процентов.
Что все это значит?
В теории и так все было ясно: есть огромная страна, в которой чрезвычайно слабые (по сравнению с Западом) книгораспространительские сети. В которой 80 процентов продаж бумажных книг приходится на Москву и Ленинград и всего 20 — на регионы. В которой нет дорог. В которой тысячелетняя традиция коррупции, не позволяющая надеяться на быстрое решение проблемы неэффективности такой ситуации. В которой колоссальный пиратский рынок — и в котором количество обычных, бумажных проданных книг на самом деле крайне невелико.
То есть это страна, которая, по сути, создана для того, чтобы стать Царством Электронных Книг (хорошо это или плохо, сейчас не об этом).
И вот — должны же подтверждаться когда-нибудь самые смелые предположения — выходят данные, свидетельствующие о том, что население наконец дотумкало, что ридер — это прекрасная инвестиция, если вы в принципе читаете хоть что-нибудь. Дотумкало — и начало «модернизацию снизу».
Вот кто должен прежде всего схватиться за голову — оттого, что теперь и слепому ясно, что рынок систематически недооценивался?
Кто-кто: тот, кто доминирует на этом рынке (хотя бы и с другой стороны радуги), кто, по сути, близок к тому, чтобы стать здесь, на рынке книг, монополистом. И глупо делать вид, что не понятно, о ком идет речь.
АСТ, издательский монстр, который в последние годы подминает под себя Россию, как колесница джаггернаута, — и который встретил 2011 год без собственного ридера в активе: хоть какого-нибудь, хоть бы самого плохонького — но все же позволяющего предлагать читателю пакетные соглашения — и удерживать его от ухода в совсем бесплатный интернет. Да, сейчас они довольны, да, сегодня они контролируют ситуацию, да, их бизнес эффективен, да, у них Юлия Шилова, Глуховский и Elkniga.ru — но как можно закрыть глаза на статистику, показывающую, что все больше их потенциальных клиентов, читающей аудитории (реально «все больше» — на 412 (!!!) процентов в квартал), инвестируют в приобретение ридеров — что в условиях нынешней России означает, что они уходят от их бумажных книг к электронным чернилам и пиратам.
То есть ясно было, что ридеры — это потенциальный клондайк; что стало ясно теперь — так это что кто-то этот клондайк прозевал.