Новые рецензии «Афиши» Андрей Аствацатуров «Скунскамера», Дэвид Пристланд «Красный флаг. История коммунизма», Виктория Финли «Тайная история драгоценных камней»
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x210/daily.afisha.ru/uploads/images/5/b0/5b0f213177ae454e8d9673ad384ec61e.jpg)
Андрей Аствацатуров «Скунскамера»
Второй романоид сорокалетнего петербургского филолога; опять — пуще прежнего — очень остроумный, много раз смеешься вслух; опять рассказчик — существо с голой, обнаженной душой; и опять — несмотря на то что персонажа зовут так же, как автора, было бы непростительной ошибкой путать этих двоих; романный «Аствацатуров» — тщательно подобранная маска; его искренность точно откалибрована; его инаковость, несоответствие стереотипным представлениям о том, каким должен быть настоящий Герой, тщательно взлелеяна (надо полагать, в дальнейшем автор добьется того, чтобы рассказчик выглядел совсем странно, радикально «другим»: как-то на манер Стивена Хокинга). Главный принцип, на котором выстроен аствацатуровский герой — и за счет которого он выглядит таким комичным, — его тотальная оксюморонность. Лишний, подпольный, посторонний человек — оказывающийся в центре событий; хроникер — то и дело норовящий улизнуть от современников к классикам; вечно испуганный филолог — обитающий при этом на площади Мужества. Замечательное название «Скунскамера». Скунс — животное, в момент опасности источающее выделения с характерным резким запахом. Отсюда «скунскамера» — аствацатуровский город, пространство: замкнутое и резко пахнущее страхом наблюдателя; кунсткамера, паноптикум под открытым небом, в котором выставлены курьезы и нелепости трех сменивших друг друга империй — царской, советской и либеральной.
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x202/daily.afisha.ru/uploads/images/7/78/778de2f3c8544c00aebc4094c0ca6dc0.jpg)
Виктория Финли «Тайная история драгоценных камней»
9 «биографий» камней: янтарь, гагат, жемчуг, опал, хризолит, изумруд, сапфир, рубин, алмаз; истории о камнях рассказаны через интересных, имеющих к ним отношение людей: воров, минералогов, ювелиров, камнерезов, охотников за камнями, геологов, экспертов по рынку драгоценностей и экономистов, отслеживающих его динамику за последние столетия. Кого-то Финли интервьюирует живьем, про кого-то вычитала в книгах, кого-то увидела в мертвом — но не менее красноречивом — состоянии. Так, один из персонажей этой книги умер и был преобразован в синтетический алмаз; на случай если вам захочется проделать с собой нечто подобное, прилагается и рецепт: «Сначала из пепла готовят «карбоновый суп», который превращают в пластинки графита, а из них уже создают алмазы». И что же, в драгоценность какого размера есть шанс превратиться? «Из большинства читателей этой книги, то есть взрослых людей среднего роста с нормальным костным строением, получится до шестисот карат бриллиантов. Вес на «алмазный потенциал» никак не влияет, так как жир сгорает во время кремации».
![[альтернативный текст для изображения]](https://img.rl0.ru/afisha/c128x175/daily.afisha.ru/uploads/images/5/cc/5ccea04ccaf7427cafb54abd8c305206.jpg)
Дэвид Пристланд «Красный флаг. История коммунизма»
«Красный флаг» — история 220-летней эволюции коммунистических идей и организаций, от якобинцев до «Сендеро Луминосо», — адекватная для западного не-левака книга: и не разоблачительная, и не апологетическая. То есть профессор, конечно, понимает, что «коммунизм» — это «они», тогда как «мы» гораздо ближе к «капитализму»… Центральное место в «Красном флаге» занимает СССР, однако это история не СССР, а разных мировых изводов коммунизма: русского, китайского, кубинского, югославского и т.д. Пристланд не только хороший рассказчик исторических анекдотов (Энгельс рассылал революционерам рождественские пудинги, Каганович в шутку арестовал разыгравших его журналистов из «Треста по сбору упавших метеоритов», Путин — внук повара Ленина и Сталина), но и глубокий аналитик; среди прочего он обнаруживает механизм естественного развития коммунистической ячейки: внутри элиты, отвечающей за идеологию, быстро возникает конфликт «романтиков» и «модернизаторов» (например, Мао — романтик, Дэн Сяопин — модернизатор), который непременно должен разрешиться победой тех или других.