перейти на мобильную версию сайта
да
нет

In memoriam 12 фильмов Питера Фалька

Не самый, может быть, разноплановый, но один из самых ярких американских актеров, покойный Питер Фальк не только тридцать лет играл Коломбо, оттенял Джину Роулендс в «Женщине под влиянием» и мелькал в «Небе над Берлином» — он снялся еще во множестве удивительных картин, часто забытых и порой несправедливо. Вот дюжина из них, с движущимися иллюстрациями

Архив

 
 

«Корпорация «Убийство»

Реальная история криминального синдиката, действовавшего в США в 30-е годы, — людей, которые пришли в бизнес заказных убийств с менеджерской смекалкой. Дебют прекрасного режиссера Стюарта Розенберга («Хладнокровный Люк»). И дебют в кино 33-летнего Фалька — не формально, но по сути (в титрах возле его фамилии стоит «introducing»). Фальк играет видного бруклинского киллера, такого, если держаться выбранной терминологии, менеджера среднего звена. Первую треть фильма он почти не сходит с экрана — мы следим за его карьерой, — а потом минут на сорок просто пропадает: типа, уехал из города. Дело в том, что по цензурным, очевидно, соображениям фильм смонтирован как пропагандистский ролик: периодически вылезает закадровый голос, который клеймит оргпреступность, и так далее. И на первый план как-то за волосы вытянута самая слабая линия — красавчика-рохли, который из-за финансовых проблем становится пособником злодеев, но очень мучается. Меж тем из «Корпорации» запросто могло получиться «Лицо со шрамом» — к моменту исчезновения Фальк, с ходу получивший номинацию на «Оскар», как раз начал превращать своего однозначно, вроде бы, омерзительного персонажа в какую-то более сложную фигуру — особенно любопытную ввиду уже написанного жизнью финала.

Молчащая блондинка — шведка, красивая женщина и ужасная актриса, будущая миссис Сэмми Дэвис-мл.

 

«Балкон» (1963)

Экранизация второстепенной пьесы Жана Жене. Работа удивительного режиссера Джозефа Стрика, который так любил литературу, что поставил два фильма по Джойсу, «Портрет художника в юности» и, внимание, «Улисс». В «Балконе» действие происходит в борделе, который оборудован как съемочный павильон — со сложнейшими декорациями, в которых клиенты становятся то епископом, то генералом, то еще кем-то. За окнами тем временем бушует революция. Очень театральный, полный тяжеловесных аллегорий текст Жене перенесен на экран диковинным, но довольно убедительным образом: поскольку фальшь, искусственность происходящего — не только свойство, но и, собственно, сюжет пьесы, фильм в самом деле выглядит как авангардный (на тот момент) спектакль, с длиннющими диалогами, которые прерываются нарочито чужеродной кинохроникой. Фальк играет начальника полиции — любовника хозяйки борделя (грандиозная Шелли Уинтерс), — который кажется представителем реальности в царстве симулякров, но только до поры. Театральная выучка ему пригодилась — нигде больше на пленке такого Фалька, кажется, не увидеть.

 

«Пенелопа» (1966)

Комедия Артура Хиллера, целиком заточенная под страшно популярную в тот момент Натали Вуд, — и все равно провалившаяся. Вуд играет жену банкира, которая из любви к интересному грабит в день открытия банк своего мужа в гриме старушки. Параллельно она ходит на сеансы к влюбленному в нее психоаналитику, и они обсуждают корни ее клептомании (недостаток внимания!). Как и большинство комедий 60-х, все это скорее познавательно для изучения эпохи (особенно в части моды и светского досуга), чем смешно. Но мило — плюс великая пара Лиля Кедрова — Лу Джейкоби в роли четы жуликов. Фальк играет прото-Коломбо по имени Гораций — симпатичного лейтенанта, который расследует ограбление и слегка втюривается в Натали. Вот он учит ее надувать пузыри из жвачки:

 

«Лав» (1967)

Адская комедия Клайва Доннера с Фальком, Джеком Леммоном и лучшей на свете женщиной Элейн Мэй. Леммон играет социопата и неврастеника (ну, это мягко сказано: периодически он теряет зрение, слух и двигательные способности, и большую часть времени проводит перед телевизором в бумажной шапочке), которого Фальк, его бывший однокурсник, бухгалтер по профессии и старьевщик по призванию, спасает от самоубийства на Бруклинском мосту. Фальк женат на Мэй, но грезит о какой-то чирлидерше, и чтобы получить развод, сводит ее с Леммоном — ну, это только для начала. Леммон, когда начинал кривляться, умел быть поразительно раздражающим — и в целом это довольно невыносимый фарс, — но не без моментов. Вот, например:

 

«Неприкасаемые» (он же «Автомат МакКейн») (1969)

Американский боевик итальянского производства, доступная сейчас копия — в сильно порезанном виде (этим объясняется некоторая порывистость сюжета и иногда прорезающийся закадровый голос, который что-то пересказывает), но все равно впечатляет. Фальк играет мафиозного «смотрящего» по Западному побережью, который решает прибрать к рукам крупное казино в Лас-Вегасе и вытаскивает из тюрьмы знаменитого грабителя МакКейна (Джон Кассаветес), чтобы тот его показательно ограбил. Потом выясняется, что казино принадлежит мафии, и грабить его ни в коем случае не надо, но МакКейн уже завелся. Ужасно крутое, олдскульное, суровое кино. Фальк — что с ним к тому времени уже случается все реже и реже — гнусный тип, и жена его не любит. Там есть чудесная сцена, когда ему в ресторане назначает встречу начальник, мафиозный дон, и они с женой сидят за столом, и она его пилит: «Ты же знаешь, они всегда опаздывают! В следующий раз выходим на час позже». К сожалению, у Фалька и Кассаветеса нет ни одной парной сцены (вскоре это исправится), зато под самый конец появляется Джина Роулендc, и они с Кассаветесом разыгрывают Бонни и Клайда, которые 12 лет не виделись, — это прямо невероятно. А Фальк вот такой:

 

«Мужья» (1970)

Драма Джона Кассаветеса: трое сорокалетних друзей — сам Кассаветес, Фальк и Бен Газзара — встречаются на похоронах четвертого, напиваются, маются, потом Газзара, поссорившись с женой, решает полететь в Лондон, они летят в Лондон, там опять напиваются, снимают девушек, напиваются, снимают других девушек. Один из самых безжалостных фильмов о мужчинах в истории кино. Рыхлый, туманный, во многом построенный на импровизациях (за что его некоторые в то время ругали), но наполненный непередаваемой похмельной тоской. Фальк играет самого простоватого и закомплексованного из троих. Вот он набрасывается на юную китаянку, которая невесть как оказалась в их гостиничном номере:

 

«Майки и Ники» (1976)

 Еще одна совместная работа Фалька, Кассаветеса и лучшей на свете женщины Элейн Мэй — тут она режиссер и сценарист. Кассаветес — мелкий преступник, которого за какую-то провинность заказал его босс, местный авторитет. Майки (Фальк) — его старинный и ближайший друг, который, как быстро понимаем мы, но не Ники, его предал. Они шатаются ночь напролет по Нью-Йорку, ввязываются в драки, вламываются на кладбище, навещают женщин, а следом едет неотвратимая смерть с лицом равнодушного пухлого киллера (Нед Битти). Мощнейшее, категорически неженское кино — и, может быть, лучшие роли обоих.

 

«Дешевый детектив» (1978)

 Нил Саймон и режиссер Мур чуть раньше сделали пародию сразу на весь детективный канон — «Ужин с убийством» с тем же Фальком, но его там старательно заслоняют Питер Селлерс в роли китайца и другие великие люди, включая Трумена Капоте. Здесь у Фалька примерно такая же роль, но зато сольная, и пародируется конкретно фильм нуар (что в те годы было популярно — см. «Соглядатай», «Мертвецы не носят юбок» и т.д.). Сюжет — микс из «Касабланки» и «Мальтийского сокола» — частный детектив в 40-е годы в Сан-Франциско что-то там смутное распутывает, вдобавок появляется любовь из прошлого (про которую немецкий офицер резонно говорит: «Вот, господа, очень красивая, крайне героическая и невыносимо скучная женщина»). Это прямой предок Абрахамса и Цукеров — разве что чуть поменьше физического юмора. Удачная — одна шутка из трех, но их концентрация такова, что смеешься почти все время. Особенно удался интерьер в квартире детектива; даже непонятно, что лучше — репродукция на стене, лошадиная голова или лампа с совами:

 

«Ограбление «Бринкс» (1978)

Слегка неожиданная глава в карьере Уилльяма Фридкина, комедия (ну, отчасти) про «ограбление века»: в 1950 году в Бостоне группа преступников вынесла чертову кучу денег из сейфа мегакорпорации «Бринкс», которая занимается инкассацией и прочей денежной логистикой. Фальк играет главного из них — симпатичного мелкого медвежатника, которому повезло. С ним на дело отправляются много других хороших актеров — Пол Сорвино, Уоррен Отс, Питер Бойл и др. Джина Роулендс немножко играет жену. Поначалу идет почти что слэпстик, потом смешного все меньше, но в целом выдержан довольно легкомысленный тон:

 

«Свояки» (1979)

Большой кассовый хит Артура Хиллера, по-хорошему дурацкая комедия про дантиста (Алан Аркин), дочка которого выходит замуж за сына международного человека-загадки (Фальк). Беготня, стрельба, латиноамериканская диктатура, замечательное лицо Аркина, Фальк тоже в лучшем виде. В нулевые фильм пересняли с Майклом Дугласом и Альбертом Бруксом, он у нас шел как «Свадебная вечеринка».

Сцена знакомства, Фальк, который притворяется каким-то консультантом, рассказывает про гигантских мух цеце:

 

«Главный приз» (1981)

Последний фильм Роберта Олдрича, невероятным образом — полудрама-полукомедия про женский реслинг. Фальк играет заботливого менеджера команды «Калифорнийские куколки», которая пробивает себе дорогу к славе. Команда состоит из красивой блондинки и красивой шатенки, половину экранного времени они ругаются с Фальком в стареньком автомобиле, а вторую половину — дерутся в купальниках с другими девочками. Акцент сделан на спортивной составляющей реслинга, шоу-элементы, наоборот, застенчиво заретушированы. Много обсуждается, кто кого схватил за волосы. Один раз прогрессивный промоутер заставляет барышень драться полуголыми в грязи, они потом очень негодуют. По-своему захватывающее, хотя и несколько однообразное, зрелище — с чемпионским боем против злых негритянок в финале, не хуже, чем в «Рокки».

 

«Большой переполох» (1986)

А это уже последний фильм Кассаветеса — по-своему ироническая точка в биографии человека, который всю жизнь балансировал между искусством и коммерцией, и финансировал свои великие фильмы, снимаясь периодически во всякой ерунде. Идея продюсеров была повторить успех «Свояков» с теми же актерами — Аркиным и Фальком — и тем же сценаристом Эндрю Бергманом. Бергман должен был и снимать — но в какой-то момент его отстранили, и в режиссерском кресле народной комедии оказался тот, кто оказался. Сюжет — более или менее, «Двойная страховка». Роскошная блондинка договаривается с нуждающимся в деньгах страховым агентом (Аркин) об убийстве ее мужа (Фальк); потом все усложняется. Аркин тормозит, Фальк играет лысого и труп, Кассаветес по ходу явно увлекается — на финальных титрах, например, полторы минуты все герои целуются между собой. Самая почему-то знаменитая сцена из этого фильма, который все немедленно предпочли забыть, — про сардиновый ликер:

 
Ошибка в тексте
Отправить