In memoriam 12 фильмов Питера Фалька
Не самый, может быть, разноплановый, но один из самых ярких американских актеров, покойный Питер Фальк не только тридцать лет играл Коломбо, оттенял Джину Роулендс в «Женщине под влиянием» и мелькал в «Небе над Берлином» — он снялся еще во множестве удивительных картин, часто забытых и порой несправедливо. Вот дюжина из них, с движущимися иллюстрациями
«Корпорация «Убийство»
Реальная история криминального синдиката, действовавшего в США в
Молчащая блондинка — шведка, красивая женщина и ужасная актриса, будущая миссис Сэмми Дэвис-мл.
«Балкон» (1963)
Экранизация второстепенной пьесы Жана Жене. Работа удивительного режиссера Джозефа Стрика, который так любил литературу, что поставил два фильма по Джойсу, «Портрет художника в юности» и, внимание, «Улисс». В «Балконе» действие происходит в борделе, который оборудован как съемочный павильон — со сложнейшими декорациями, в которых клиенты становятся то епископом, то генералом, то еще кем-то. За окнами тем временем бушует революция. Очень театральный, полный тяжеловесных аллегорий текст Жене перенесен на экран диковинным, но довольно убедительным образом: поскольку фальшь, искусственность происходящего — не только свойство, но и, собственно, сюжет пьесы, фильм в самом деле выглядит как авангардный (на тот момент) спектакль, с длиннющими диалогами, которые прерываются нарочито чужеродной кинохроникой. Фальк играет начальника полиции — любовника хозяйки борделя (грандиозная Шелли Уинтерс), — который кажется представителем реальности в царстве симулякров, но только до поры. Театральная выучка ему пригодилась — нигде больше на пленке такого Фалька, кажется, не увидеть.
«Пенелопа» (1966)
Комедия Артура Хиллера, целиком заточенная под страшно популярную в тот момент Натали Вуд, — и все равно провалившаяся. Вуд играет жену банкира, которая из любви к интересному грабит в день открытия банк своего мужа в гриме старушки. Параллельно она ходит на сеансы к влюбленному в нее психоаналитику, и они обсуждают корни ее клептомании (недостаток внимания!). Как и большинство комедий
«Лав» (1967)
Адская комедия Клайва Доннера с Фальком, Джеком Леммоном и лучшей на свете женщиной Элейн Мэй. Леммон играет социопата и неврастеника (ну, это мягко сказано: периодически он теряет зрение, слух и двигательные способности, и большую часть времени проводит перед телевизором в бумажной шапочке), которого Фальк, его бывший однокурсник, бухгалтер по профессии и старьевщик по призванию, спасает от самоубийства на Бруклинском мосту. Фальк женат на Мэй, но грезит о какой-то чирлидерше, и чтобы получить развод, сводит ее с Леммоном — ну, это только для начала. Леммон, когда начинал кривляться, умел быть поразительно раздражающим — и в целом это довольно невыносимый фарс, — но не без моментов. Вот, например:
«Неприкасаемые» (он же «Автомат МакКейн») (1969)
Американский боевик итальянского производства, доступная сейчас копия — в сильно порезанном виде (этим объясняется некоторая порывистость сюжета и иногда прорезающийся закадровый голос, который что-то пересказывает), но все равно впечатляет. Фальк играет мафиозного «смотрящего» по Западному побережью, который решает прибрать к рукам крупное казино в Лас-Вегасе и вытаскивает из тюрьмы знаменитого грабителя МакКейна (Джон Кассаветес), чтобы тот его показательно ограбил. Потом выясняется, что казино принадлежит мафии, и грабить его ни в коем случае не надо, но МакКейн уже завелся. Ужасно крутое, олдскульное, суровое кино. Фальк — что с ним к тому времени уже случается все реже и реже — гнусный тип, и жена его не любит. Там есть чудесная сцена, когда ему в ресторане назначает встречу начальник, мафиозный дон, и они с женой сидят за столом, и она его пилит: «Ты же знаешь, они всегда опаздывают! В следующий раз выходим на час позже». К сожалению, у Фалька и Кассаветеса нет ни одной парной сцены (вскоре это исправится), зато под самый конец появляется Джина Роулендc, и они с Кассаветесом разыгрывают Бонни и Клайда, которые 12 лет не виделись, — это прямо невероятно. А Фальк вот такой:
«Мужья» (1970)
Драма Джона Кассаветеса: трое сорокалетних друзей — сам Кассаветес, Фальк и Бен Газзара — встречаются на похоронах четвертого, напиваются, маются, потом Газзара, поссорившись с женой, решает полететь в Лондон, они летят в Лондон, там опять напиваются, снимают девушек, напиваются, снимают других девушек. Один из самых безжалостных фильмов о мужчинах в истории кино. Рыхлый, туманный, во многом построенный на импровизациях (за что его некоторые в то время ругали), но наполненный непередаваемой похмельной тоской. Фальк играет самого простоватого и закомплексованного из троих. Вот он набрасывается на юную китаянку, которая невесть как оказалась в их гостиничном номере:
«Майки и Ники» (1976)
Еще одна совместная работа Фалька, Кассаветеса и лучшей на свете женщины Элейн Мэй — тут она режиссер и сценарист. Кассаветес — мелкий преступник, которого за какую-то провинность заказал его босс, местный авторитет. Майки (Фальк) — его старинный и ближайший друг, который, как быстро понимаем мы, но не Ники, его предал. Они шатаются ночь напролет по Нью-Йорку, ввязываются в драки, вламываются на кладбище, навещают женщин, а следом едет неотвратимая смерть с лицом равнодушного пухлого киллера (Нед Битти). Мощнейшее, категорически неженское кино — и, может быть, лучшие роли обоих.
«Дешевый детектив» (1978)
Нил Саймон и режиссер Мур чуть раньше сделали пародию сразу на весь детективный канон — «Ужин с убийством» с тем же Фальком, но его там старательно заслоняют Питер Селлерс в роли китайца и другие великие люди, включая Трумена Капоте. Здесь у Фалька примерно такая же роль, но зато сольная, и пародируется конкретно фильм нуар (что в те годы было популярно — см. «Соглядатай», «Мертвецы не носят юбок» и т.д.). Сюжет — микс из «Касабланки» и «Мальтийского сокола» — частный детектив в
«Ограбление «Бринкс» (1978)
Слегка неожиданная глава в карьере Уилльяма Фридкина, комедия (ну, отчасти) про «ограбление века»: в 1950 году в Бостоне группа преступников вынесла чертову кучу денег из сейфа мегакорпорации «Бринкс», которая занимается инкассацией и прочей денежной логистикой. Фальк играет главного из них — симпатичного мелкого медвежатника, которому повезло. С ним на дело отправляются много других хороших актеров — Пол Сорвино, Уоррен Отс, Питер Бойл и др. Джина Роулендс немножко играет жену. Поначалу идет почти что слэпстик, потом смешного все меньше, но в целом выдержан довольно легкомысленный тон:
«Свояки» (1979)
Большой кассовый хит Артура Хиллера, по-хорошему дурацкая комедия про дантиста (Алан Аркин), дочка которого выходит замуж за сына международного человека-загадки (Фальк). Беготня, стрельба, латиноамериканская диктатура, замечательное лицо Аркина, Фальк тоже в лучшем виде. В нулевые фильм пересняли с Майклом Дугласом и Альбертом Бруксом, он у нас шел как «Свадебная вечеринка».
Сцена знакомства, Фальк, который притворяется каким-то консультантом, рассказывает про гигантских мух цеце:
«Главный приз» (1981)
Последний фильм Роберта Олдрича, невероятным образом — полудрама-полукомедия про женский реслинг. Фальк играет заботливого менеджера команды «Калифорнийские куколки», которая пробивает себе дорогу к славе. Команда состоит из красивой блондинки и красивой шатенки, половину экранного времени они ругаются с Фальком в стареньком автомобиле, а вторую половину — дерутся в купальниках с другими девочками. Акцент сделан на спортивной составляющей реслинга, шоу-элементы, наоборот, застенчиво заретушированы. Много обсуждается, кто кого схватил за волосы. Один раз прогрессивный промоутер заставляет барышень драться полуголыми в грязи, они потом очень негодуют. По-своему захватывающее, хотя и несколько однообразное, зрелище — с чемпионским боем против злых негритянок в финале, не хуже, чем в «Рокки».
«Большой переполох» (1986)
А это уже последний фильм Кассаветеса — по-своему ироническая точка в биографии человека, который всю жизнь балансировал между искусством и коммерцией, и финансировал свои великие фильмы, снимаясь периодически во всякой ерунде. Идея продюсеров была повторить успех «Свояков» с теми же актерами — Аркиным и Фальком — и тем же сценаристом Эндрю Бергманом. Бергман должен был и снимать — но в какой-то момент его отстранили, и в режиссерском кресле народной комедии оказался тот, кто оказался. Сюжет — более или менее, «Двойная страховка». Роскошная блондинка договаривается с нуждающимся в деньгах страховым агентом (Аркин) об убийстве ее мужа (Фальк); потом все усложняется. Аркин тормозит, Фальк играет лысого и труп, Кассаветес по ходу явно увлекается — на финальных титрах, например, полторы минуты все герои целуются между собой. Самая почему-то знаменитая сцена из этого фильма, который все немедленно предпочли забыть, — про сардиновый ликер: