Новые рецензии «Афиши» «Три вокзала» Мартина Круза Смита, «Мертвая рука» Дэвида Хоффмана , «Хорошие солдаты» Дэвида Финкеля

«Мертвая рука. Неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие» Дэвида Хоффмана
600-с-лишним-страничная история холодной войны, рассказанная вашингтронпостовцем Хоффманом через истории людей — шпионов, предателей, идеалистов и прагматиков, глупцов и расчетливых гадов; в 2010-м получила Пулицеровскую премию. Завязка книги — сюжет про микроэпидемию оспы, разразившуюся под Свердловском в конце 1970-х, — идеальный плацдарм, для того чтобы донести до читателей: напрасно вы думаете, что Рейган назвал Советский Союз «империей зла» ради красного словца. Нет, СССР и был ею и был уничтожен законно: за нелегальное производство биологического оружия. Автор души не чает в Сами-Знаете-Ком («пытался спасти свою измученную страну»), однако Главный Герой книги — мечтатель не московский, а вашингтонский (примерно каждое второе предложение в книге: «Рейган продолжал мечтать о мире, в котором вовсе не было бы ядерного оружия»), тот самый, что наводнил Европу американскими ракетами с атомными боеголовками, который провоцировал СССР блефом со «звездными войнами», который, по сути, исламизировал Афганистан. А еще — бывший актер — он развлекался тем, что проверял микрофон шуточными спичами такого характера: «Мои дорогие американцы, я рад сообщить вам, что подписал документ, навсегда объявляющий Россию вне закона. Мы начнем бомбардировку через пять минут».

«Три вокзала» Мартина Круза Смита
Американец Мартин Круз Смит паразитирует на свинцовых российских мерзостях десятилетиями: его первый детектив из серии о следователе Аркадии Ренко, «Парк Горького», вышел в начале 1980-х. Moscow, 2010 (ну примерно). Зло вновь обрело силу: по телевизору крутят документальные фильмы о детстве Путина. Здесь есть сцена на Комсомольской площади (с «тетей Фурцевой»), в морге (с водкой), сцена у Кремля (с гигантским «хаммером», который преследует «ладу» Аркадия Ренко прямо у Василия Блаженного), сцена в ночном клубе (с «мадам Спиридоновой» — престарелой балериной Большого театра, обучающей хореографическим па студенток МГУ). Нуар-детектив Круза про путинскую Россию — не столько занимательное, сколько поучительное чтение. Реанимация Ренко — верный признак того, что холодная война продолжается; и хотя искусству это очевидным образом на пользу не идет, обеим сторонам вновь интересно наблюдать друг за другом.

«Хорошие солдаты» Дэвида Финкеля
История американского батальона, заброшенного в Багдад в 2007-м и продержавшегося там пятнадцать месяцев, стала лучшей книгой 2009 года по версии чуть ли не всех американских СМИ. Этот замечательный репортаж представляет собой настоящее произведение искусства, образец высокой литературы — а еще это идеологический триумф: Финкель умудряется совершить абсолютно невозможное — убедить читателя, что, несмотря на то что дела идут после миссии этих «хороших солдат» только хуже, на самом деле Америка все-таки побеждает в этой войне, просто потому что они, «хорошие солдаты», здесь никому ничего не проиграли.