перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Три вокзала» Мартина Круза Смита, «Мертвая рука» Дэвида Хоффмана , «Хорошие солдаты» Дэвида Финкеля

Архив

«Мертвая рука. Неизвестная история холодной войны и ее опасное наследие» Дэвида Хоффмана

600-с-лишним-страничная история холодной войны, рассказанная вашингтронпостовцем Хоффманом через истории людей — шпионов, предателей, идеалистов и прагматиков, глупцов и расчетливых гадов; в 2010-м получила Пулицеровскую премию. Завязка книги — сюжет про микроэпидемию оспы, разразившуюся под Свердловском в конце 1970-х, — идеальный плацдарм, для того чтобы донести до читателей: напрасно вы думаете, что Рейган назвал Советский Союз «империей зла» ради красного словца. Нет, СССР и был ею и был уничтожен законно: за нелегальное производство биологического оружия. Автор души не чает в Сами-Знаете-Ком («пытался спасти свою измученную страну»), однако Главный Герой книги — мечтатель не московский, а вашингтонский (примерно каждое второе предложение в книге: «Рейган продолжал мечтать о мире, в котором вовсе не было бы ядерного оружия»), тот самый, что на­воднил Европу американскими ракетами с атомными боеголовками, который провоцировал СССР блефом со «звездными войнами», который, по сути, исламизировал Афганистан. А еще — бывший актер — он развлекался тем, что проверял микрофон шуточными спичами такого характера: «Мои дорогие американцы, я рад сообщить вам, что подписал документ, навсегда объявляющий Россию вне закона. Мы начнем бомбардировку через пять минут».

 

«Три вокзала» Мартина Круза Смита

Американец Мартин Круз Смит паразитирует на свинцовых российских ­мерзостях десятилетиями: его первый детектив из серии о следователе Арка­дии Ренко, «Парк Горького», вышел в начале 1980-х. Moscow, 2010 (ну примерно). Зло вновь обрело силу: по телевизору крутят документальные фильмы о детстве Путина. Здесь есть сцена на Комсомольской площади (с «тетей Фурцевой»), в морге (с водкой), сцена у Кремля (с гигантским «хаммером», который преследует «ладу» Аркадия Ренко прямо у Василия Блаженного), сцена в ночном клубе (с «мадам Спиридоновой» — престарелой балериной Большого театра, обучающей хореографическим па студен­ток МГУ). Нуар-детектив Круза про путинскую Россию — не столько занимательное, сколько поучительное чтение. Реанимация Ренко — верный признак того, что холодная война продолжается; и хотя искусству это очевидным образом на пользу не идет, обеим сторонам вновь интересно наблюдать друг за другом.

 

«Хорошие солдаты» Дэвида Финкеля

История американского батальона, заброшенного в Багдад в 2007-м и продержавшегося там пятнадцать месяцев, стала лучшей книгой 2009 года по версии чуть ли не всех американских СМИ. Этот замечательный репортаж представляет собой настоящее произведе­ние искусства, образец высокой литературы — а еще это  идеологический триумф: Финкель умудряется совершить абсолютно невозможное — убедить читателя, что, несмотря на то что дела идут после миссии этих «хороших солдат» только хуже, на самом деле Америка все-таки побеждает в этой войне, просто потому что они, «хорошие солдаты», здесь никому ничего не проиграли.

Ошибка в тексте
Отправить