перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Фаррелл, «Ляпис Трубецкой», Metronomy и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: «Ляпис Трубецкой» громят тоталитаризм, толпа самарских девушек поет по-английски, фолк-певица возвращается на сцену спустя 44 года и многое другое.

«Ляпис Трубецкой» «Матрешка»

Сергей Михалок и его команда продолжают громить тоталитаризм и военщину с помощью языка плаката

«Ляпис Трубецкой» «Матрешка»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

В общем, так же, как и все последние альбомы «Ляписов»: тяжелые гитары плюс триумфальные духовые плюс агитационные куплеты. Мир по Михалку тут становится совсем уж черно-белым: с одной стороны — репрессивная система, бездумная работа, телевизор, «Старбаксы», командир и Молох (имеются даже ссылки на Андрея Платонова); с другой — воины света, бьющиеся за свободу на баррикадах. В смутные времена не до иронии — что отменно иллюстрирует присутствующий здесь кавер на собственный кавер на летовское «Государство», намного более тяжеловесный и патетический, чем тот, что был в начале 2000-х. Завершается альбом вполне красноречивым сообщением «Клоуна нет» — а есть, видимо, боец.

Чем интересно

Пожалуй, в 2014-м уже сложно удивляться, что автор песни «Евпатория» исполняет композицию с текстом «вернулись комиссары, ЧК и продразверстки», — как и сложно отрицать, что, хоть общественную ситуацию Михалок и трактует предельно однозначно, в нерв времени он попадает сверхточно. Особенно учитывая, что вышла «Матрешка» ровно в тот день, когда Владимир Путин запросил разрешения Совета Федерации на ввод войск в Крым. 

«Воины света»

Фаррелл «G I R L»

Главный поп-альбом года для всех, кому лень искать что-то поинтереснее

Фаррелл «G I R L»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Прошлый год для Фаррелла вышел невероятно удачным, артист был ответственен сразу за три из пяти главных песен года: «Get Lucky» с Daft Punk, «Blurred Lines» с Робином Тиком и собственную «Happy» из саундтрека к «Гадкому я — 2». Не капитализировать успех было бы глупостью, и Фаррелл немедленно этим и занялся. Тут даже не столько звук важен, сколько просчитанность подхода, аккуратный тайминг и современный набор маркетинговых приемов: форсирование мема со смешной шляпой, «внезапно» за две недели до релиза заявленный альбом и его кампания, попавшая на период между выступлениями на «Грэмми» и на «Оскаре». Так же просчитаны и песни: это тот самый отсылающий к диско и фанку 70-х современный попсовый R&B, который Фаррелл когда-то создал, и теперь по праву пожинает плоды. Правда, несмотря на звание первопроходца, конкретно в этом случае у Фарелла вышел прошлогодний альбом Джастина Тимберлейка, только не такой интригующий и смелый.

Чем интересно

Тем не менее, миллионы радостных офисных сотрудниц напивались и плясали в честь Восьмого марта под «Happy» и «Get Lucky»; и будут на майских праздниках плясать под новые синглы с альбома — тут тот случай, когда желание понравиться и расчет попадают ровно в нужные точки, и даже если есть что сказать против самого метода, то лучше найти для того более уместные примеры. В целом Фаррелл придумал поп-музыку текущего момента и имеет полное право на все соответствующие регалии — другое дело, что любой, кто умеет забираться дальше радиостанций и чартов, наверняка найдет для себя более привлекательный аналог. Ситуация выгодна для всех — кто ищет, тот найдет; кто не ищет, тот еще раз послушает «Happy» и будет чувствовать себя соответствующе.

«Happy»

Metronomy «Love Letters»

Предположительно — поп-альбом года: новая запись от авторов «The English Riviera», лучшей пластинки песен выходного дня за последнюю пятилетку

Metronomy «Love Letters»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Человек предполагает, а автор располагает: «Love Letters», конечно, не назовешь пшиком, но и без шика Джозеф Маунт и его группа, к сожалению, обошлись. Формально тут все то же самое, что и раньше: поп-музыка, сыгранная как будто в кармане; полуигрушечная драм-машина; синтезаторы и клавесины; тексты про смешные любови и чистые волосы; умильный фальцет; хоровые «уа-уа» — однако по сравнению с предшественником тут просто куда слабее материал. Если «The English Riviera» состоял из хитов фактически полностью, то здесь их в лучшем случае треть; в общем, песни не на каждый день, а скорее для свободного вечера.

Чем интересно

И все равно: как минимум «The Upsetter», «I'm Aquarius», «Reservoir» и титульный номер — как вещь, которую никогда не хочется снимать. А великой группой Metronomy, хочется верить, стать еще успеют.

«Love Letters» (клип снят Мишелем Гондри)

Roundelay «Russian Melodies»

Первая студийная запись самарского инди-хора из толпы девушек под предводительством молодого человека по имени Дмитрий Колеватых; хоровые песни на английском языке

Roundelay «Russian Melodies»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

«Russian Melodies» — это та же самая группа Roundelay, которую вы могли слышать год, два или три назад, только еще лучше и точнее; семнадцать музыкантов, включая немаленький девичий хор, акустические инструменты самого разного толка от скрипки до колокола, восемь красивых барочных фолк-песен на английском. Хоть многие песни группа публиковала и раньше, тут Roundelay удалось обуздать свою сложную красоту и многочисленный состав — и получить максимально эффектный результат. Название «Russian Melodies» (а на обложке под Roundelay еще и написано попросту «Хоровод») тоже не врет — ничего русско-народного от альбома ожидать не стоит, но гармонии и мелодические решения здесь отчетливо отличаются от западных.

Чем интересно

Не зря в свое время одну песню для Roundelay продюсировал барабанщик Arcade Fire; самарцы похожи на версию Arcade Fire образца 2003-го года и из какой-то параллельной реальности. 

The Men «Tomorrow's Hits»

Пятый альбом бруклинских рокеров без приставки инди-

The Men «Tomorrow's Hits»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Увы, не как The Rolling Stones, вконец сдуревшие на вилле Неллькот летом 1971-го. На то давал надежду вышедший в начале года сингл «Pearly Gates», замечательная звуковая интерпретация погрома в кабаке, — однако выяснилось, что на пятом, традиционно ежегодном альбоме The Men сильно повзрослели и заметно умерили свой пыл. Их нынешний минорный рок записан лучше и богаче: впервые — в навороченной студии с духовой секцией и таким количеством клавиш. В то же время из-за одолевшей рокеров тоски название «Tomorrow's Hits» выглядит как очевидная ирония. Так и задумывалось — а могло бы быть иначе, если бы The Men чаще срывались в буйство, как в том же «Pearly Gates» или хотя бы «Different Days». Мужики сказали — мужики не сделали. Ну, хотя бы пошутили.

Чем интересно

Специальная категория людей, ежегодно отслушивающая альбомы The Men, обратит внимание на их, так сказать, личностный рост — все еще интересно, что будет дальше. И если кому-то нужен классический рок — такой, каким он должен быть в 2014 году, — обращаться за ним в первую очередь нужно все еще к The Men.

«Different Days»

Рик Росс «Mastermind»

Шестой и лучший альбом большого американского рэпера

Рик Росс «Mastermind»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Как и должен звучать рэп-альбом, который не забудешь через год, а то и больше. Рик Росс запрягал «Mastermind» аж с конца 2012-го — пластинка стоит каждого посвященного ей медийного события вроде новостей о том, что «Джей-Зи ждет не дождется выхода нового альбома Рика Росса» или «стало известно, что Рик Росс на новом альбоме отсылает к Wu-Tang Clan и The Notorious B.I.G.». Во-первых, все было правдой. Во-вторых, Росс, может быть, не слишком силен сам в качестве эмси, хотя в треках с Френч Монтаной, особенно «Nobody», все в порядке — зато на его «Mastermind» восхитительно стенает Викенд в «In Vein», изумляется собственной агрессии Канье Уэст в «Sanctified», и Лил Уэйн стелет под продакшн J.U.S.T.I.C.E. League в самом пронзительном пока что рэп-треке года «Thug Cry».

Чем интересен

Рику Россу удалось создать массивную и прочную хип-хоп-конструкцию, которую не ломается под собственным весом.

«Thug Cry»

Linda Perhacs «The Soul of All Natural Things»

Второй (и первый за 44 года) альбом семидесятилетней фолк-певицы и стоматолога, чью музыку в середине 2000-х открыли деятели фри-фолка — и помогли ей вернуться на сцену

Linda Perhacs «The Soul of All Natural Things»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Свой первый альбом «Parallelograms» Перхакс выпустила в 1970-м совершенно случайно: она работала медсестрой у стоматолога, благодаря чему ее песни услышал продюсер Леонард Розенман — и предложил ей сделать альбом. При помощи Розенмана и полдюжины музыкантов Перхакс записала пластинку удивительного мистического фолка, полного странных образов и близкого философии хиппи. «Parallelograms» плохо продавался, Перхакс вернулась к обычной жизни, и про альбом забыли — но тот постепенно стал превращаться в объект культа. В середине 00-х ее открыли для себя новые фолк-музыканты; теперь с ней сочиняет песни Джулия Холтер, на ее концерты ходит Скай Феррейра, а «The Soul of All Natural Things» выходит на лейбле Суфьяна Стивенса. И звучит так, как будто на дворе все еще 70-е: все тот же удивительный эзотерический фолк с тончайшими аранжировками из акустической гитары, струнных и странных электронных эффектов, даже голос Перхакс за 44 года ничуть не изменился. Единственное изменение — смысловое: если молодая Перхакс еще сомневалась в том, как устроен мир, и задавала в песнях неожиданные вопросы, то «The Soul of All Natural Things» — это сплошная нью-эйджевая благостность; будь спокоен, слушай свое сердце, следуй за Богом, и все будет хорошо. 

Чем интересно

Мало кто так удачно возвращался к музыке после перерыва в несколько десятков лет. По такому случаю про Перхакс даже написали в New York Times.

Клип на песню «Prisms of Glass», записанную Перхакс вместе с Джулией Холтер и Nite Jewel — в видео они тоже снялись

Ошибка в тексте
Отправить