перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

10 лучших саундтреков к молодежному кино

На прошлой неделе вышел не только фильм «Голодные игры: И вспыхнет пламя», но и саундтрек к нему с эксклюзивными песнями The Weeknd, Coldplay, The National и прочих актуальных групп. «Волна» вспоминает и другие случаи, когда тинейджерские фильмы и сериалы сопровождались интересной звуковой дорожкой.

«Милашка в розовом» (1986)

Фотография: Paramount Pictures

История того, как фильмы для тинейджеров создавали или популяризировали определенную музыкальную моду, конечно же, начинается не в 1980-е. Можно не забираться в глубины свинга и джаза, но никак нельзя не вспомнить отдельный поджанр «beach party»: фильмы про серфинг, снимавшиеся в начале шестидесятых — и сопровождавшиеся, разумеется, серф-роком. Сюда же можно отнести, скажем, эффект, произведенный «Лихорадкой субботнего вечера»: популярность диско по выходу картины выросла в разы. Но это все были не совсем те «фильмы про и для подростков», которые нам привычно видеть сейчас: по сути, этот жанр в современном виде единолично придумал великий режиссер, продюсер и сценарист Джон Хьюз. «Милашку в розовом» не назовешь самой известной тин-драмой из числа созданных Хьюзом в восьмидесятые (этой чести могут удостоиться другие два фильма с Молли Рингуолд в главной роли — «Шестнадцать свечей» и «Клуб «Завтрак»), но по части саундтрека эта история о классовом разделении в старшей школе даст фору им обоим. Нью-вейв в молодежном фильме, выпущенном в 1986 году, — вещь почти обязательная, но тонкость здесь заключается в неочевидном выборе исполнителей: на подготовленных при помощи a-ha и Tears for Fears подростков пустили тяжелую британскую артиллерию. Сам фильм назван в честь трека The Psychedelic Furs, по ходу действия можно услышать новые на тот момент песни The Smiths, New Order и Echo & The Bunnymen, а в трогательной финальной сцене звучит баллада Orchestral Manoeuvres in the Dark.

Пример: Orchestral Manoeuvres in the Dark «If You Leave» 

«Моя так называемая жизнь» (1994–1995)

Фотография: ABC

Характерный случай опережения вкусов общества: «Моя так называемая жизнь» позиционировалась как анти «Беверли-Хиллз, 90210» и служила первым примером американской тин-драмы, рассказывающей о подростках, которые живут не в специальном уютном мире с редко возникающими
проблемами и переживаниями, а в состоянии постоянного стресса и поиска себя. Сериал прожил ровно год — но вывел в люди игравшую главную героиню Клэр Дейнс и Джареда Лето, исполнявшего роль музыканта с трудностями в учебе. То, что «Моя так называемая жизнь» — характерный продукт культурного расцвета поколения Икс, прекрасно видно и по саундтреку: в списке артистов здесь можно найти Джулиану Хэтфилд и Дэниела Джонстона (!), а самые известные группы в нем — это Sonic Youth и The Lemonheads (тоже, прямо скажем, не вполне мейнстрим).

Пример: The Lemonheads «Dawn Can't Decide»

«Ромео + Джульетта» (1996)

Фотография: Каравелла-DDC

Саундтрек к вышедшей в этом году экранизации «Великого Гэтсби» в очередной раз доказывает, что, даже если австралийца База Лурманна подводит кинематографическое чутье, на него абсолютно всегда можно положиться в области подбора музыки. Создавать эту репутацию Лурманн начал на своем втором полнометражном фильме — осовремененной версии шекспировской трагедии с юными Ди Каприо и той же Клэр Дейнс в главных ролях. Ни до, ни после Лурманн не брался за молодежный жанр — видимо, понимая, что превзойти эмоциональность сцены венчания в неоновой церкви или сцены гибели темнокожего Меркуцио в разрушенном театре ему удастся с трудом. В дорожке к «Ромео + Джульетте» задействованы настоящие тяжеловесы альтернативного попа и рока девяностых (тогда этот термин действительно что-то значил) — от Garbage и Radiohead до The Cardigans, чья карьера хитмейкеров как раз и началась с засветившейся здесь «Lovefool», и героев одного — но какого! — хита The Wannadies.

Пример: The Wannadies «You and Me Song»

«Бухта Доусона» (1998–2003)

Фотография: Columbia TriStar Television, Inc

«Бухту Доусона» можно жарко любить — или искренне презирать — за то, что именно этот сериал подарил нам добрые две трети клише, поселившиеся с тех пор во всех многосерийных драмах про тинейджеров и романтические отношения. Блондинка против брюнетки, умненький и стеснительный против атлета, сложная душевная организация и переживания по поводу поп-культуры — все это добро перекочевало в сериал из подростковых фильмов восьмидесятых, но заиграло новыми красками. Саундтрек «Бухты» был столь же определяющим: именно с этого момента грустный гитарный поп — особенно тот, что с женским вокалом, — навечно ассоциируется с романтическими паузами в диалогах. Флагманами сериала можно назвать Sixpence None the Richer с вечнозеленой «Kiss Me», Хизер Нову и исполнительницу темы с титров Полу Коул.

Пример: Пола Коул «I Don't Want to Wait»

«Жестокие игры» (1999)

Фотография: Columbia Pictures

В фильме, поспособствовавшем созданию одной из главных семейных ячеек Голливуда нулевых (Райан Филлипп и Риз Уизерспун), соотношение порока и романтики совершенно идеально для пубертата: с одной стороны — лесбийские поцелуи, межрасовый секс и кокаин в крестике, с другой — перевоспитание, мораль и истинная любовь. Здешний саундтрек построен в том же ключе экспериментов в рамках разумного и приличного: следуя фильмам Хьюза и их музыкальной англофилии, создатели поместили в треклист множество постбритпоповых песен разной степени развратности — от «Сoffee & TV» и «Bitter Sweet Symphony» до «Every You Every Me». Особо приятное добавление — наверное, лучшая из баллад Skunk Anansie.

Пример: Skunk Anansie «Secretly»

«О.С. — Одинокие сердца» (2003–2007)

Фотография: Warner Bros.

«Бухта Доусона» для следующего после нее поколения школьников и даже больше: «Одинокие сердца» отличались не только местом действия (Калифорния вместо Новой Англии) и средним доходом персонажей (богатеи заместо среднего класса), но еще и размахом. По факту рассказ о жизни друзей Райана и Сета — это полноценное взрослое «мыло» с тайнами и смертями, с предательствами и разочарованиями — только перенесенное в мир подростков. Один из важных факторов того, что шоу настолько успешно действовало на тинейджеров, заключается в подборе музыки: именно после «The O.C.» премьера новых песен важных групп внутри сериалов стала чем-то столь же обыденным, как и выступления на вечерних разговорных передачах. Группу Phantom Planet до сих пор помнят как «ту группу, что записала тему «Одиноких сердец», а команд, которым сериал обеспечил доступ к куда большей аудитории, не счесть: в придуманном специально для съемок клубе «The Bait Shop» успели выступить в числе прочих The Killers, Modest Mouse, Death Cab for Cutie и The Walkmen — все эти выступления стали частью той или иной серии.

Пример: концерт Death Cab for Cutie

«Холм одного дерева» (2003–2012)

Фотография: The CW, LLC

Броманс — платонические, но наполненные романтическими нотами отношения между двумя гетеросексуальными мужчинами — является важной частью большинства тин-драм, но нигде броманс не являлся настолько ключевым двигателем сюжета, как в сериале «Холм одного дерева», повествующем о двух братьях-школьниках, занимающихся баскетболом. Если «Одинокие сердца» пытались привлекать новую аудиторию размахом и постоянными саркастическими подмигиваниями, то в «Холме одного дерева» много времени уделяли спорту и фокусами с временной шкалой. В плане музыки, впрочем, два сериала были весьма близки: в здешнем саундтреке тоже постоянно находилось место для малоизвестного инди (как британского, так и американского), ну и для разнокалиберного эмо вроде The Get Up Kids, Jimmy Eat World и Dashboard Confessional — еще тогда, когда это не было общим местом. Пит Вентц, гитарист и автор текстов эмо-королей Fall Out Boy, даже отметился здесь камео.

Пример: Jimmy Eat World «Kill»

«Сплетница» (2007–2012)

Фотография: THE CW Network

Сценаристы «Сплетницы», поставленной на основе серии молодежных романов, довели тренд «школьники-ведут-себя-как-взрослые», отчасти придуманный ими же в «Одиноких сердцах», до предела — сколь абсурдного, столь и логичного. Весь сериал — это хроника шикарной светской жизни, вот только ее участникам еще нельзя употреблять алкоголь (а их романтические отношения более-менее укладываются в рамки принятого в школьной среде). Бесконечный парад дизайнерских нарядов, дорогих ресторанов, сумочек и такси сопровождается тем же набором из бодрого инди-рока и сонграйтерских баллад, который превратился в золотой стандарт молодежных драм — но здесь его разбавляют коммерческим R&B и танцевальной электроникой, что неудивительно для сериала, где герои столько времени уделяют клубам. Если с R&B все очевидно (обычные подозреваемые — от Ни-Йо до Тимберлейка), то с электроникой все несколько внезапнее: в треклисты здесь могли попасть, например, Crystal Castles и электроклэшевая певица Надя О.

Пример: Crystal Castles Vs. Health «Crimewave»

«Молокососы» (2007–2013)

Фотография: Warner Home Video

На плакатах, рекламировавших «Сплетницу», помещали цитаты критиков, кричавших, что, мол, это худшее, что вы можете показать своим детям. Но «Молокососов» американская аудитория просто не выдержала: ремейк британской драмы закрыли в середине сезона в результате лавины возмущенных отзывов. Неудивительно: «Сплетница» на фоне воспетого всеми критиками английского шоу выглядит если не утренником, то чем-то весьма консервативным. Британское телевидение всегда было куда более смелым в демонстрации жизни тинейджеров — «Молокососы» же стали символом гедонизма и олицетворением социальных проблем Британии. Здесь много пьют, много курят, много лапают друг друга, воруют, разрушают мебель и жизни. Из всего этого крайне изящным образом выводятся тезисы о необходимости взросления, о неизбежности роста ответственности и терпимости. Столь же энциклопедический подход наблюдается и в саундтреке: каждому поколению школьников в «Молокососах» сопутствует свой по духу саундтрек (всего поколений за шесть сезонов сменилось три), но везде саундтрек — это путешествие по эпохам, от Глена Кэмпбелла и Боба Дилана до Florence and The Machine и Santigold. Настоящим же символом тин-драмы по праву считается первый хит Gossip — «Standing in the Way of Control».

Пример: The Gossip «Standing in the Way of Control»

«Сумерки» (2008–2011)

Фотография: West

Даже если вы ненавидите вампирскую сагу всеми фибрами души, одну вещь отрицать крайне сложно: саундтрек «Сумерек» — отличный инструмент для того, чтобы превратить девочку-подростка в увлеченного потребителя самой
разной музыки. Наиболее занятная характеристика этих звуковых дорожек — то, как стилистический охват меняется и расширяется с ростом и взрослением аудитории (параллельно с которым происходит и взросление героев). Если главная песня из первой серии саги спета безобидными поп-готами Paramore (а остальной саундтрек наполовину заполнен ню-металом), то уже во второй серии ведущий сингл исполняли Death Cab for Cutie. Впоследствии баллады под клавишные чередовались не только с треками важных деятелей стадионного альт-рока (Muse, Bon Iver, Том Йорк) и безобидным поп-роком, но даже и с электроникой вроде UNKLE и Скриллекса.

Пример: Metric «Eclipse»

Ошибка в тексте
Отправить