перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Смежные территории: AFX, GAK, Brad Strider и другие имена Ричарда Ди Джеймса

Грандиозный музыкант и мистификатор Ричард Ди Джеймс выпустил десятки смешных, интересных, важных и попросту хороших записей под множеством разнообразных псевдонимов. В специальном выпуске постоянной рубрики «Волна» разбирается в других ипостасях Афекса Твина и выбирает те, что достойны внимания.

Polygon Window «Surfing on Sine Waves» (Warp, 1993)

Первый альбом Ричарда Джеймса для Warp Records — пролог к будущему величию

Polygon Window «Surfing on Sine Waves» (Warp, 1993)

Как звучит

За 50 минут Ричард Джеймс демонстрирует все, что на этот момент умеет. На одной пластинке собраны теплая электроника с детройтскими корнями, грубоватое индустриальное техно, визгливые эйсидные риффы, эмбиент-меланхолия и, конечно же, тяжеловесный IDM (ну или braindance, как предпочитает называть такую музыку сам автор). В «Audax Powder» и «Redruth School» просматриваются контуры будущего альбома «…I Care Because You Do», в «Quino-Phec» уже виден «Selected Ambient Works II», а в «Untitled» можно даже разглядеть записанные спустя 12 лет «Аналорды».

Чем интересен

С этой пластинки начались не только длительные отношения Ричарда Джеймса с Warp Records, но и слава Warp как форпоста IDM. Лейбл, где в разное время выходило практически все, от инди-рока и джаза до техно и хип-хопа, поныне ассоциируется главным образом с «умной электроникой».

Альбом «Surfing on Sine Waves»

Power-Pill «Pac Man EP» (London Records, 1992)

Юношеские шалости: будущая звезда электроники для интеллектуалов играет рейв и в этом преуспевает

Power-Pill «Pac Man EP» (London Records, 1992)

Как звучит

Музыка британских нелегальных рейвов во всей красе: UK-хардкор в духе ранних The Prodigy и эйфорический хаус с легкомысленным фортепиано. Как и положено, все построено на семплах: голоса и главная тема заимствованы из видеоигры «Pac-Man», звон кассового аппарата — из Pink Floyd, а ударные — из старого фанка. Узнать в этом Афекса Твина трудно, но все же можно — хмурая синтезаторная партия на заднем плане в «Ghost Mix» выдает Ричарда с головой.

Чем интересен

Похоже, что именно это и есть главный клубный хит в карьере Ричарда Джеймса. Без трека и по сей день не обходится ни один ретрорейв: тема из «Pac-Man» входит в обязательный плейлист британской хардкор-классики вместе с хитами Prodigy, Altern-8, SL2 и Acen.

«Pacman (Power-Pill Mix)»

AFX «Chosen Lords» (Rephlex, 2006)

Выжимка лучших треков из серии «Analord« (11 пластинок, 42 трека), записанной только на аналоговых инструментах

AFX «Chosen Lords» (Rephlex, 2006)

Как звучит

Ричард, долго увлекавшийся сложным современным звуком (альбом «Drukqs», изданный четырьмя годами ранее, был уже нарочито холодным и цифровым), решает вернуться к корням и использовать только аналоговые инструменты, в основном — классическую линейку синтезаторов и ритм-машин Roland. Сменив оборудование, наш герой сохранил любовь к скоростным рваным ритмам времен «Richard D. James Album». В результате получился самобытный гибрид эйсида, электро и «дрилл-н-басса» второй половины девяностых. В полном комплекте из 42 треков непросто отделять зерна от плевел, контроль качества никогда не был сильной стороной Ричарда. Но после ужимки до одного CD (пусть выбор десятки лучших треков и вызывает вопросы) история обрела стройность и целостность. «Crying in Your Face» так и вовсе тянет на статус большого хита. 

Чем интересно

Если нынешняя повальная мода на аналоговые синтезаторы и не началась именно с «Аналордов», то, по крайней мере, они стали для нее мощным толчком. Сам Ричард при этом подхватил увлечение у коллеги — cерия «Analord» названа в честь трека Люка Вайберта и записана, очевидно, не без его влияния.

«Crying in Your Face»

The Tuss «Rushup Edge» (Rephlex, 2007)

Продолжение аналоговой истории: короткий, но емкий альбом, изданный от имени фиктивного дуэта Брайана и Карен Трегаскин

The Tuss «Rushup Edge» (Rephlex, 2007)

Как звучит

Как «Аналорды», которые курирует серьезный и въедливый издатель. Аналоговый звук здесь доведен до блеска, аранжировки выверены, а ритм-секция прокачана так, чтобы эта музыка могла сработать на танцполе. 

Чем интересен

Тщательно соблюдаемой анонимностью. Несмотря на то что добрая половина релизов Rephlex приписывалась зашифрованным сайд-проектам Ричарда Джеймса (Global Goon, например, тоже поначалу считался его очередным псевдонимом), за ними почти всегда оказывались реальные люди. На этот раз Ричард то ли решил подыграть любителям музыкальной конспирологии (что вполне в его стиле), то ли в самом деле вознамерился скрыть свое присутствие и посмотреть, будет ли пластинка иметь успех без ярлычка «AFX». Его авторство случайно вскрылось благодаря утечке из паблишерской компании (организации, где за артистом закрепляются права на сочинения).

«Shizz Ko E»

AFX «Analogue Bubblebath 3» (Rephlex, 1993)

Икона раннего IDM, одна из пластинок, сформировавших канон жанра

AFX «Analogue Bubblebath 3» (Rephlex, 1993)

Как звучит

В девяностые IDM часто определяли как «борьбу ритма и мелодии», и здесь этот принцип иллюстрируется как нельзя лучше — послушайте хотя бы «.942937» и «(CAT 00897-AA1)» (да, странные названия начались задолго до «Syro»). С одной стороны, перегруженная хардкор-бочка, свистящие хайхэты, лязг и скрежет перкуссии. С другой — нарочито эмоциональные, берущие за душу синтезаторные соло и гармонии. Не стоит забывать, что Ричард не только изобретательный саунд-дизайнер, но и выдающийся мелодист.

Чем интересен

Авторской редакцией. «AB3» — это редкий пример полнометражного альбома, который Ричард издает у себя на Rephlex без контроля со стороны строгих лейбл-менеджеров. Конечно, треки вроде «(CAT 00897-A2)» или «.0180871L» на Warp тогда никто бы не пропустил, слишком уж это был откровенный лоуфай. Да и 20 секунд звука пылесоса в начале «.000890569» тоже было бы чересчур для респектабельного издателя. Но без всего этого красиво сложенный паззл просто развалился бы на части.

«.942937»

Caustic Window «Compilation» (Rephlex, 1998)

Габба-хардкор для эстетов. Сборник треков самого экстремального проекта Ричарда Джеймса

Caustic Window «Compilation» (Rephlex, 1998)

Как звучит

Угарно и оголтело. Ручка яркости выкручена на максимум: если мелодии, то как можно более простые и трогательные, если ударные, то потяжелее и поагрессивнее, если синтезаторы, то вой и визг. А главное — овердрайв на все инструменты сразу, чтобы в ушах звенело. Габба и индустриальное техно разбавлены парой-тройкой милейших мелодичных номеров, которые по звуку очень напоминают альбом «Selected Ambient Works 85–92», но, видимо, оказались для него слишком бодрыми.

Чем интересен

Проект Caustic Window всегда был для Ричарда площадкой для хулиганства и пранка, причем не только в музыке, но и в подаче. Чего стоит хотя бы история с альбомом, который долго фигурировал в официальной дискографии Ричарда с подписью «треклист мы не публикуем, потому что названия всех композиций матерные». В реальности никто этот альбом не видел и не слышал. Якобы вышло всего несколько промокопий, которые хранились у совладельца Rephlex Гранта Уилсон-Клерриджа, а также у приятелей-музыкантов: u-Ziq, Cylob и Squarepusher. Когда все окончательно уверились в том, что никакого альбома не существует, а все это выдумки, пластинка всплыла на сайте Discogs.com, где анонимный владелец продавал ее за кругленькую сумму в $13 500. Казалось бы, это всего лишь еще один шаг в большой мистификации, кому придет в голову покупать винил за такие деньги. Но не тут-то было, фанаты немедленно устроили кампанию сбора денег через Kickstarter, выкупили раритет (он оказался настоящим) и сделали альбом достоянием общественности. Музыка, впрочем, не поразила, так что для знакомства с Caustic Window лучше слушать именно компиляцию.

«The Garden of Linmiri»

Brad Strider «Bradley’s Beat» (Rephlex, 1991)

Пластинка, с которой начинается долгая и интересная история лейбла Rephlex

Brad Strider «Bradley’s Beat» (Rephlex, 1991)

Как звучит

Без малейших намеков на интеллектуализм и сложные формы. Первую сторону проще всего описать как техно-транс: быстрый темп, бочка-хэт-клэп, бочка-хэт-клэп и простая тема, запущенная по кругу. На второй узнать Ричарда уже проще — на тот же незатейливый ритм щедро наложен гитарный «перегруз», а оптимистичный синтезаторный перебор сменяют хоррор-гармонии. Те самые, по которым можно узнать любой, сколь угодно зашифрованный проект Афекс Твина.

Чем интересен

Собственный лейбл Ричард и Грант открыли без всяких мыслей о будущем величии. В конце восьмидесятых оба работали диджеями в клубе Bowgie в городке Ньюкуэй, графство Корнуолл. В провинциальном Корнуолле с новой музыкой было плохо, поэтому образовавшийся вакуум Ричард часто заполнял собственными треками, которые ставил с обычных кассет. Заметив за приятелем эту привычку, Грант предложил не мучиться с кассетами, а напечатать пластинок. Так дело и закрутилось.

«Bradley's Beat»

GAK «GAK» (Warp Records, 1994)

Лоуфай-техно за 20 лет до того, как это стало мейнстримом

GAK «GAK» (Warp Records, 1994)

Как звучит

Подчеркнуто просто и лаконично. Грязноватые ударные, однообразный бас, одна-две скуповатые синтезаторные темы. Если в «GAK 1» еще есть фортепиано (совсем не характерный для молодого Ричадра Джеймса инструмент), то дальше — полный минимализм.

Чем интересен

Повисающим в воздухе вопросом «что это было?». Сейчас появление такой пластинки где-нибудь на 100% Silk или Honest Jon’s никого бы не удивило, а в 1994 году, да еще и на Warp, это было вопреки всякой логике. То ли Ричард, на тот момент уже зрелый и именитый артист, устроил сознательный эксперимент, бросил пробный шар на территорию, которую дальше решил не осваивать, то ли решил пошутить и отдать издателям найденную за шкафом кассету, записанную в седьмом классе.

«GAK 1»

Universal Indicator «Green» (Rephlex, 1995)

Вольные фантазии на тему чикагской классики хауса

Universal Indicator «Green» (Rephlex, 1995)

Как звучит

Как первобытное эйсид-техно. Очень сырое, очень быстрое, очень тяжелое. По собственному признанию, участники Universal Indicator Ричард Джеймс и Майк Дред вдохновлялись классикой эйсид-хауса в диапазоне от DJ Pierre и Маршала Джефферсона до Baby Ford и 808 State. Но если инструментарий (все те же классические машинки Roland) действительно роднит идеологов «Индикатора» с чикагскими и манчестерскими патриархами, то музыкальная история получилась уже своя собственная. Universal Indicator — это что угодно, но только не хаус.

Чем интересен

Universal Indicator был коллективной сущностью, куда входили Ричард Джеймс, Майк Дред и «другие неназванные музыканты», при этом авторство у отдельных пластинок не указывалось. Информации вообще был минимум: у некоторых релизов не было ни треклиста, ни обложки, ни даже названия, только цвет. Мол, к черту маркетинг, музыка должна говорить сама за себя. Тем не менее, информация о том, кто стоит за каждым из «индикаторов», все же просочилась в массы. Сейчас узнать те пластинки, к которым приложил руку Ричард, проще всего по их цене.

«K2 Untitled»

Mike & Rich «Expert Knob Twiddlers» (Rephlex, 1996)

Два супергероя умной электроники обаятельно валяют дурака

Mike & Rich «Expert Knob Twiddlers» (Rephlex, 1996)

Как звучит

В дуэте со старым приятелем Майком Парадинасом (u-Ziq) Ричард неожиданно оказался «подносчиком снарядов». Мелодическую картину альбома полностью определяет Майк — энергичные фанковые соло, игривые FM-колокольчики, кассетный шум, труба с сурдинкой и искореженные семплы старых джазовых оркестров. Рич же отвечает за ударные (разделение труда очень типичное для электронных дуэтов) и демонстрирует весь набор фирменных тембров: грохот, скрежет, шуршание и глухие удары, словно шваброй по пустой картонной коробке. Под конец маэстро входит в такой раж, что принимается мычать и насвистывать, а в финале срывается на хохот. Все вместе создает ощущение рождественской вечеринки в сумасшедшем доме. 

Чем интересен

Чувством легкости и свободы. Mike & Rich — это скорее дружеский джем, нежели серьезная супергруппа с амбициями, что недвусмысленно демонстрируется треками вроде «Vodka» и «Bu Bu Bu Ba». Поговаривали, что диск записан за одну ночь, что, конечно, полная ерунда, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего. Как бы то ни было, если вам нужен альбом, который никак нельзя назвать выстраданным, лучшего примера не найти.

«Giant Deflating Football»

Ошибка в тексте
Отправить