перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

История итальянской рок-музыки глазами группы Kalashnikov

В Россию едут ветераны итальянского DIY-панка Kalashnikov. Гитарист группы Стефано Сартори рассказал «Волне» о наиболее интересных моментах в истории итальянской музыки с 60-х годов по наше время — от Челентано до хулиганов из сквотов.

Адриано Челентано «24.000 Baci» (1965)

«Нет, это не шутка! Когда мы были маленькими, наши родители крутили пластинки Челентано сутки напролет. Нравилось ли нам это? Трудно сказать. Как бы то ни было, его музыка плотно вошла в нашу жизнь помимо нашей воли. Дошло до того, что после одного из наших первых концертов в России какой-то парень подошел к нам и сказал: «Kalashnikov — это панк-версия Адриано Челентано!» Вот дерьмо! Впрочем, возможно, это сравнение отчасти оправдано. Челентано сыграл для итальянской музыки и культуры такую же роль, что и Элвис — для американской. Он исполнял откровенно глупые песни с налетом провокации и критикой в адрес общества и политиков. Музыкально это едва ли можно было назвать панком, но по месседжу — вполне».

Area «Luglio Agosto Settembre Nero» (1974)

«Мы родились в 1970-е, поэтому долгое время считали музыку, написанную в то время, уделом стариков. Ее слушали наши родители, а нам постоянно хотелось чего-то нового. Шли годы, и в какой-то момент мы заново открыли для себя песни 20-летней давности. Внезапно они показались нам очень крутыми. Группы вроде Area и Banco Del Mutuo Soccorso не попали под влияние модного в те годы прогрессив-рока, были по-настоящему мощными и политически ангажированными. 1970-е были важным периодом в истории Италии. Это была эпоха больших надежд и отчаянных уличных драк. Казалось, что революция вот-вот постучится в дверь, и музыка 1970-х отлично передает это настроение. Она полна новых по тем временам идей и страсти. Для нее был актуален девиз «личное — это политическое»; она научила нас воспринимать музыку как новый язык для общения с людьми. К сожалению, революционные надежды не оправдались. Все закончилось кровью и ужесточением и без того репрессивных законов. Люди выбрали стабильность и деньги; начались 1980-е».

Battiato «Up Patriots to Arms» (1980)

«Франко Баттиато, пожалуй, единственный гений в итальянской поп-музыке. Это один из самых популярных исполнителей нашего детства. Баттиато писал странные поп-песни с философскими текстами. В них была куча непонятных слов, но люди умудрялись под это танцевать! Его песни были направлены против всего и всех; Баттиато плевал на культуру своего времени, а вместе с ней на телевидение и поп-музыку в целом. Впрочем, кажется, его современники этого не заметили».

Milva «Alexanderplatz» (1982)

«Певица Милва исполняла традиционную итальянскую эстраду для семейного прослушивания. В 1984 году она выпустила песню «Alexanderplatz», написанную вышеупомянутым Франко Баттиато. В ней рассказывается странная история, произошедшая в Восточной Германии. Милву ценили в официальных арт-кругах, она была светской львицей, однако никогда не отказывала себе в различных экспериментах. Нечто подобное могло происходить только в 80-е. По сравнению с поп-музыкой того времени сегодняшний мейнстрим кажется плоским и убогим. Вероятно, это оттого, что он сделан для плоских и убогих людей».

CCCP «Live in Pankow» (1985)

«Название группы CCCP читается как «чи-чи-чи-пи». Они были панк-группой, но никогда не играли панк-рок в привычном понимании этого слова. В частности, они использовали в своих песнях жуткую драм-машину, а панки, как известно, это ненавидят. Тем не менее CCCP пользовались огромным авторитетом в андеграунде — музыканты группы выросли в сквотах и часто играли на маленьких деревенских фестивалях. Участники коллектива были родом из области Эмилия-Романья, которая известна тем, что, во-первых, находится на побережье, во-вторых, там «красная» администрация, и в-третьих, это родина жуткой танцевальной музыки под названием лишио, которую обожают пенсионеры. Убедитесь сами, это действительно ужасно. Последнее, к счастью, обошло CCCP стороной. В песне «Live In Pankow» они пытаются представить, каково это — выступить в одной из стран Варшавского договора. Нужно учитывать, что композиция была написана в 1985 году, когда у итальянских панк-групп не было ни малейшей возможности выступить в социалистической стране. CCCP поддерживали местную компартию, однако их восприятие идей социализма было весьма причудливым и поэтичным. «Live In Pankow» — это типичная песня эпохи холодной войны, когда мы, юные антикапиталисты, искренне полагали, что жизнь в Советском блоке гораздо лучше, чем в нашей стране».

P.S. CCCP порой удавалось выступить на телевидении. Выглядело это совершенно дико».

Wretched «La tua morte non aspetta/Your Death Don’t Wait» (1986)

«Наше детство прошло под аккомпанемент самого невыносимого шума, который мы только могли откопать. Будучи юными панками, мы были влюблены в хаос и анархию. Нашими самыми невменяемыми любимцами были итальянцы Impact, Declino, Denial, Eu’s Arse, но Wretched из нашего родного Милана занимали в наших сердцах особое место. Их тексты, направленные против насилия, войны и властей, сильно на нас повлияли. Также Wretched славились тем, что давали абсолютно отмороженные концерты».

Contropotere «Demoni e dei/Demons And Gods» (1986)

«Некоторые итальянские друзья часто сравнивают Kalashnikov с Contropotere, восьмидесятнической анархопанк-группой из Неаполя. Возможно, мы действительно на них похожи, но скорее подходом, чем музыкой. Все дело в том, что именно Contropotere сформулировали то, за что я полюбил панк — это не столько музыкальный жанр, сколько взгляд на жизнь. Я всегда считал, что главное в панк-группах — это наличие собственного лица и уникальность. Contropotere на 100% соответствовали этому критерию. Они были очень странной группой, успешно сочетавшей панк-хардкор с тревожной музыкой из старых итальянских хорроров. Вот как они выглядели живьем».

Frammenti «Amore e rabbia/Love And Rage» (1993)

«В 90-е, благодаря набиравшему обороты движению сквотеров, интерес к панк-року в Италии снова возрос. Это было особенное время: будущие музыканты Kalashnikov играли в куче особо ничем не примечательных групп, а в сквотах всегда было полно народа. Людям просто нравилось быть вместе, вне зависимости от политических взглядов. На забитых под завязку панк-концертах можно было встретить кого угодно: старых коммунистов, панков с ирокезами, металлистов и молодых скейтеров в футболках NOFX. Все было очень весело и живо. К сожалению, многие появившиеся в то время группы начали играть панк только из любви к музыке. Они копировали Green Day, Rancid и The Offspring, не задумываясь об оригинальности и каких-либо идеях. В итоге это привело к тому, что к концу десятилетия большинство «временных» панков покинули сцену, а интерес к жанру поутих. Frammenti из Турина были одной из немногих команд того времени, которым удалось сохранить дух политизированного DIY-панка 1980-х. Идея основать Kalashnikov пришла нам в голову после одного из совместных концертов с Frammenti в Милане. «Amore e rabbia» — песня с их первого демо; ее начало посвящено группе Area, о которой я рассказывал выше».

ANXTV «Nel vostro grigio eterno» (2005) и Pioggia Nera «Anima Dannata» (2007) 

ANXTV «Nel vostro grigio eterno»

Pioggia Nera «Anima Dannata»

«Оправиться от упадка, который пришелся на конец 1990-х годов, андеграундной панк-сцене Италии удалось только к 2005–2006 году. Благодаря новым группам из провинции старые-добрые DIY-настроения вновь стали витать в воздухе. ANXTV и Pioggia Nera («Черный дождь») были настоящим воплощением исконного панк-духа. Мы часто играли с ними на одной сцене, и это было просто здорово. К несчастью, группу Pioggia Nera погубили наркотики, а история ANXTV закончилась по объективным причинам. Их бывший гитарист сейчас живет в Финляндии и больше не занимается музыкой. Очень жаль, это были невероятно страстные группы с оригинальным музыкальным мышлением. Сейчас наша сцена вновь находится в тупике. Нам очень не хватает таких групп как ANXTV и Pioggia Nera».

А так играют живьем сами Kalashnikov

Бонус: 10 лучших русских альбомов по версии Kalashnikov

Ошибка в тексте
Отправить